До сих пор среди историков бытует ошибочное мнение, что в 907 году князь Олег, чтобы заставить Византию платить Руси дань, начал против Империи большую войну и захватил Царьград – в результате чего император вынужден был заключить с русами тяжёлый договор о дани. Однако внимательный анализ источников показывает, что никакой войны Руси и Византии в тот период не было – как и во времена Рюрика.
Как было сказано в предыдущей статье в АН, князь Олег, принявший власть на Руси в 879 году, весь период своего долгого правления укреплял русскую державу, расширяя её и строя новые города – в первую очередь вблизи основного торгового пути, идущего по Днепру к Чёрному морю и проливам Босфор и Дарданеллы.
Очень важным при этом было поддержание союзных отношений с Византией, с которой у Руси был заключён соответствующий договор ещё в 860 году – в связи с восшествием на русский престол Рюрика, члена византийского императорского рода (см. статьи АН). В рамках этого договора Русь обязана была оказывать Империи военную помощь, а за это получала часть торгового сбора с черноморских проливов – основного источника богатства Византии.
Известно, что и во времена Рюрика, и в период правления Олега византийские императоры пытались отказаться от соответствующих договору выплат для Руси. Но под военным давлением северной державы выплаты возобновлялись, причём в 911 году, на условиях Олега был заключён новый, весьма жёсткий договор между Русью и Византией.
Распространено мнение, что каждый раз военное давление Руси выражалось в форме именно нападений на Царьград (Константинополь), особенно мощным из которых считается война 907 года.
В «Повести временных лет» (12 век) говорится: «Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. Взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи – этих всех называли греки Великая Скифь». И у историка В.О. Ключевского (19 век) указано: «Кроме подвластных Олегу племён в деле участвовали и племена неподвластные, добровольно к нему присоединившиеся – отдалённые дулебы и хорваты, жившие в области Верхнего Днестра и обоих Бугов, по северо-восточным склонам и предгорьям Карпат». В.О. Ключевский подчеркивал, что поход Олег на Царьград был предпринят с целью «восстановить торговые сношения Руси с Византией, опять чем-либо прерванные».
Поход 907 года, действительно, завершился заключением нового торгового договора. При этом реальные события, с этим связанные, современным историкам доподлинно не известны, так как красочное описание покорения Царьграда Олегом является явным списком с событий более позднего времени – возможно, даже 1453 года, когда Константинополь был взят османскими войсками.
Вот как, например, выглядит традиционная история взятия Царьграда Олегом, изложенная М.В. Ломоносовым (18 век):
«Когда русы пришли к Царьграду, греки… град затворили. А Олег, сойдя на берег, начал воевать по земле и многие убийства около града грекам учинил, церкви и дома разорил и пожег, многих в плен побрал… И иного много злого грекам учинил, как то воинские обычаи требуют. После сего хотел Олег далее от брега идти, но за неимением лошадей велел ладьи свои поставить на колеса, сделав к тому способные паруса. И получив ветер подходящий, подняв паруса, пошли прямо к граду чрез поле. Греки же, видев сию хитрость неслыханную, весьма ужаснулись и, выслав послов, стали просить Олега, чтобы не разорял более около града, а взял откуп надлежащий и мир учинил».
Но очевидно, что эта ситуация, с постановкой кораблей на колёса, чтобы пересечь «поле» – якобы, «ужаснувшая» византийцев, на самом деле выглядит просто глупо. Вряд ли могло устрашить византийцев неадекватное поведение пришлых воинов, которые вместо реальных осадных работ, тратили огромные силы, выволакивая корабли на берег, ставя их на колёса, чтобы зачем-то подтащить к стенам города. Ведь наши победительные предки не были умалишенными. А вот, если прибывшие по воде воины вынесли с кораблей стенобитные пушки и, поставив их на колеса, подвели к стенам города, «для устрашения горожан» пушечным боем – эта операция с кораблями становится осмысленной и разумной. Понятно, что такая история могла произойти не ранее 15 века, когда были изобретены не просто пушки, а пушки стенобитные.
Да и были ли вообще какие-либо военные действия войск Олега у стен Царьграда? Скорее всего, подобно Аскольду и Диру в 866 году, Олег в 907 предпринял лишь государственный визит, имевший вид демонстрационного подвода войск к византийской столице. И император Византии, снова, как и во времена Рюрика, воочию убедившись в силе русов, поступил так же, как и его предшественники – сразу согласился заключить с русами новый выгодный для них договор о дани.
Возможно, в городе для контроля отправки дани был даже оставлен русский гарнизон. В этом случае не выглядит странной и история о том, что уходя из Царьграда, Олег прибил к воротам города свой щит. Умный русский князь не стал бы оставлять у ворот недружественного города свой щит, который затем был бы гарантированно поруган местными жителями. Сохранность щита, и, соответственно, чести Олега, могла гарантировать только русская стража из оставленного в Царьграде отряда.
Единственным более-менее достоверным летописным рассказом, описывающим некоторые подробности большого похода Олега, является рассказ о попытке тогда византийцев победить русов хитростью. Историк В.Н. Татищев (18 век), на основе анализа летописного материала писал: «Греки, как народ коварный более, нежели храбрый, умыслили тайно зло учинить – прислали Олегу и его войску брашно и вино. Но он не принял того, ведая коварство греков, чтобы с отравою не приготовили. Как на самом деле и было. Греки же, дознавшись, что коварство их познано, весьма убоялись и сказали: Сей человек не просто пришел, но гнев, из-за грехов наших, послан на нас от Бога».
После этого похода Олег возвратился в Киев во славе, «со множеством злата, серебра, парчи и драгоценных вещёй». И, «мир имея со всеми соседями, стал жить в Киеве во всяком веселие».
Таким образом, князь Олег без войны получил в 907 году от «царей греческих Леона и Александра» огромный разовый откуп с условием «впредь греческие пределы не воевать до пристани Суар». А затем, в 911 году князь заключил с Византией новый договор, более жёсткий чем был у Рюрика – о ежегодной византийской дани и торговле.
М.В. Ломоносов об этом писал: «…Написано было, чтобы дань греки ежегодно русским княжениям давали; в первую очередь на Киев, после него Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любечь и на прочие грады, ибо во оных были князи под властию Олеговою. Послы русские, приходящие ко Цареграду, должны получать корм по достоинству каждого; а купцам полагается месячина на 6 месяцев: хлеб, вино, мяса, рыбы и овощ, к тому покои удобные; а когда русские возвращаться будут, имеют от царя получить волю купить якоря, паруса и канаты, сколько им потребно. И на сем греки согласились и постановили так: русские купцы торгуют по их воли, не платя никакой пошлины, но если русские придут в Грецию без товаров, тем месячины не давать».
Грищенко Олег Викторович
Писатель, историк, филолог.
Окончил МГУ им М.В. Ломоносова, факультет Психологии.
Пишет художественные произведения по исторической и другой тематике.
Автор книг о древней истории России и об истории возникновения речи и русского языка.
ЧИТАЙТЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ КНИГИ О.В. ГРИЩЕНКО:
• «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века.
• «Замок у дороги», исторический детектив – о предотвращении покушения во Франции на невесту короля Генриха Анну Ярославну, 11 век.
• «Великая история славянских народов» (совместно с С.В. Супруновым) – славяне и их предки в 9 веке до н.э. – 9 веке н.э.
Книгу «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века, можно приобрести на торговой площадке Ozon:
и на Яндекс Маркет:

