Два юбилея этого года остались у нас неотмеченными – 105-летие Первого Всероссийского съезда спиритуалистов (1906) и 50-летие XXII съезда КПСС (1961). И ведь есть между этими событиями нечто схожее.
Спириты и медиумы
Первый Всероссийский съезд спиритуалистов проходил с 20 по 27 октября 1906 г. в Москве, в театре Гирша. Отношение официальной церкви к увлечениям делегатов было, мягко говоря, неоднозначным, потому начался съезд с демонстративно-лояльного мероприятия – панихиды. Правда – по усопшим ранее деятелям спиритизма, медиумизма и психизма.
Инициатором и председателем съезда был П. Чистяков, редактор журнала «Ребус», главного тогдашнего российского издания по вопросам спиритизма и другому «непознанному».
…Помню, в перестройку в питерской (тогда ещё ленинградской) Публичке – известной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина – я заказал этот самый «Ребус». Оказалось нечто очень скромное, форматом со школьную тетрадку, на плохой бумаге, со слепым шрифтом, впритирку стоящими текстами. Кстати, довольно скучными. Нечасто шли всякие интересности – пророчества гадалок Пушкину или, скажем, история французского лозоходца XVII века Жана Эмара (писали – Аймара), который с помощью прутика отыскал убийцу. В основном же – довольно нудные описания всякого рода сеансов столоверчения и сообщения о том, кому чего чей дух сказал. Духи выражались невнятно и неконкретно. Любопытен был разве что набор имён главных тогдашних адептов и проповедников спиритизма: великий химик Александр Бутлеров (за странное увлечение его крепко ругал Менделеев); выдающийся французский астроном Камиль Фламмарион; «отец Шерлока Холмса» Артур Конан Дойль… Вполне уважаемые люди.
Собственно, и делегаты съезда необязательно были из категории «городских сумасшедших». В конце концов спиритизм – «блудное дитя», а говорить надо о более широком явлении – нравственных, духовных, научных исканиях второй половины XIX – первой половины ХХ веков. Потому, скажем, Антропософское общество представляла яркая и талантливая Анна Философова, видная деятельница российского женского движения, одна из создательниц знаменитых Бестужевских курсов. Говорили на съезде и, например, об опытах с гипнозом или о том, что сегодня называют полтергейстом. Особый интерес вызвал доклад о «русском Нострадамусе» – монахе Авеле (см. нашу справку).
Если нельзя, но очень хочется…
Перед Первой мировой только официально зарегистрированных спиритических кружков в России было 12 тысяч. «Ребус» сохранял популярность и в годы войны, и в бурные революционные месяцы 1917 года. Но надо ли напоминать, что произошло со страной после 1917-го? А новая власть исповедовала материалистические подходы, в любых отклонениях от генеральной идеологической линии видела опасность. Так что до самой перестройки для чекистов что священники, что шаманы с бубнами, что какие-нибудь антропософы-розенкрейцеры равно являлись объектом профессионального интереса.
Однако наш разговор не об этом. Просто забавно: есть в советской истории эпизод, когда об общении с духом давно умершего человека говорилось с самой высокой трибуны. Рассказ об этом своеобразном спиритическом сеансе как бы освящал важное государственное решение.
Дело было на XXII съезде КПСС (1961), когда к микрофону вышла старая большевичка Лазуркина.
Ленин с нами
Сам по себе XXII съезд (17–31 октября 1961 г.) в советской истории – явление интересное, даже судьбоносное. Проходил он в специально построенном «к событию» Кремлёвском Дворце съездов. «Подарками съезду» стали официально заработавшая «к дате» самая мощная в Европе Волжская ГЭС и взорванная на Новой Земле советская термоядерная супербомба (немедленно прозванная «кузькиной матерью»). На съезде был принят Моральный кодекс строителя коммунизма, а в ложе почётных гостей сидел седобородый Василий Шульгин – старый зэк, деятель дореволюционной Думы, монархист, на глазах которого некогда отрекался Николай II. По велению Никиты Хрущёва Шульгин должен был собственными глазами наблюдать торжество советских идеалов.
А также – процесс их очищения. Именно на ХХII съезде наносился решающий удар по Сталину и сталинизму. Тут отметиться спешили все – как ехидно подмечает в своих мемуарах Сергей Хрущёв, сын Никиты Сергеевича, перед съездом как раз самые ярые «сталинисты в душе» обрывали телефон председателя КГБ Шелепина, просили «пошуровать в архивах», подбросить для выступлений «жареного». И именно на XXII съезде было принято решение о выносе тела Сталина из Мавзолея.
Разумеется, «наверху» оно готовилось заранее. Само предложение внёс И. Спиридонов (от ленинградской парторганизации), его поддержали П. Демичев (от московской), Н. Подгорный (от украинской), председатель Совмина Грузии И. Джавахишвили (Хрущёву важно было, чтобы выступил кто-то из грузин, а первый секретарь ЦК компартии В. Мжаванадзе пришёл с завязанным горлом, сказал, что простудился, голос потерял). Серьёзные, официальные люди. Но вот слово неожиданно попросила и член партии с 1902 г. Дора Лазуркина. Много лет просидевшая в лагерях, человек одновременно и догматичный, и искренний, она говорила долго, путано, оценивала Сталина, вспоминала встречи с Лениным. Закончила так: «Я всегда в сердце ношу Ильича (…) В самые трудные минуты, только потому и выжила, что у меня в сердце был Ильич и я с ним советовалась, как быть. Вчера я советовалась с Ильичом, будто бы он передо мной как живой стоял и сказал: мне неприятно быть рядом со Сталиным, который столько бед принёс партии».
Конечно, если бы кто-то другой при других обстоятельствах начал с трибуны партсъезда рассказывать о своих беседах с образом давно умершего человека – это вызвало бы недоумение. Но в данном случае Ленин с того света сказал именно то, что требовалось к текущему моменту – и последовали бурные, продолжительные аплодисменты.
Русский Нострадамус
«Вещий» монах Авель (в миру – Василий Васильев, 1757–1841) в 1796 году, за восемь месяцев до события, предсказал дату смерти Екатерины II. Был посажен в Шлиссельбург. Когда Екатерина действительно умерла в указанный срок, Павел I Авеля выпустил – но тот, согласно легенде, новому императору тоже предрёк скорую смерть и попал в Алексеевский равелин. После убийства Павла Авеля сослали в Соловецкий монастырь. Там он в 1802 г. описал в «тайной тетрадке» грядущий захват французами Москвы и её сожжение. В 1812-м предсказание сбылось, Александр I распорядился выпустить Авеля. Известно также про некое загадочное пророчество Авеля Николаю I, после которого в 1826 г. «вещий монах» был отправлен в Спасо-Ефимьевский монастырь, главную церковную тюрьму империи, где и умер.
На съезде спиритуалистов предлагалось начать поиски наследия Авеля (все его документально зафиксированные пророчества утеряны) и добиваться гражданского признания «русского Нострадамуса».
Поговорить об Авеле более подробно, проанализировать, что в легендах о нём правда, а что миф, «АН» предполагают в следующем году.
«За работу, товарищи!»
Но, конечно, главное, чем знаменит XXII партсъезд, – это принятая на нём III Программа КПСС. Та самая – о которой хрущёвскими устами провозглашалось: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» И сколько потом на сей счёт ходило злых шуточек (справедливых), и как только последующие партийные идеологи ни пытались затушевать неосторожное обещание Никиты Сергеевича...
В уже упоминавшихся мемуарах Сергея Хрущёва целая глава посвящена этой самой злосчастной Программе – откуда появилась идея, как считались цифры, как правился текст. Работа началась в 1960-м. Экономическая часть, подчёркивает Хрущёв-младший, представляла собой план-прогноз, подготовленный Госпланом (а опыта составления таких планов-прогнозов не было нигде в мире). Исходили из того, что сохранятся темпы тогдашнего развития СССР. А они были неплохие. И вообще – строилось жильё, были какая-никакая, но бесплатная медицина, образование, пенсионная система и т.д. Ну да, имелись проблемы – сельское хозяйство, например. Только ведь и это решаемо! У хрущёвского поколения представления о благе ассоциировались, прежде всего, с сытостью и зажиточностью. Что ж, в 1961-м прикинули, что «к 1980 г. доходы советских людей на 75% превзойдут доходы американцев в 1960 г., но деньги в основном пойдут в общий котёл, общественные фонды потребления и в 1980 г. составят примерно половину суммы всех доходов населения». А там постепенно и народ подготовим. Сергей Хрущёв напоминает, что вскоре после XXII съезда в столовых появился бесплатный хлеб, а в общественном транспорте, убрав кондукторов, предложили пассажирам брать билеты самим – шаги к воспитанию коммунистического сознания.
Увы, не сбылось. Почему – долгий разговор. Но есть какая-то злая ирония судьбы в том, что дочь Сталина, сын Хрущёва – именно эти люди на старости лет оказались не в стране победившего коммунизма, а в нелюбимых их отцами Соединённых Штатах.
А вообще странно улыбаешься, читая сегодня старые подшивки. Такое чувство, что партийцам 1961 года, подобно спиритуалистам 1906-го, очень хотелось верить в невозможное.
«Н.С. Хрущёв: Цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи! (Бурные, продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию. Все встают. Бурная овация. Делегаты съезда и гости с огромным воодушевлением поют партийный гимн «Интернационал». После исполнения гимна овации вспыхивают с новой силой. Со всех концов зала несутся приветственные возгласы: «ХХII съезду КПСС – ура!». «Ленинской партии – слава!». «Да здравствует ленинская программа партии. Ура!». «Братским марксистско-ленинским партиям – ура!». «Социалистическому лагерю – ура!». Зал скандирует: «Ленинизм-коммунизм!», «Ленинизм-коммунизм – ура!», «Дружба народов!», «Мир! Ура!».)