Супердирижабли «Акрон» и «Мекон» были гордостью американских ВВС. Считалось: пять таких кораблей могут контролировать все тихоокеанское пространство от Перл-Харбора до Японии.
Высоко сижу, далеко гляжу
«Монстры»... «гиганты»... Так про «Акрон» и «Мекон» пишут даже сегодня. Когда огромная сигара зависала над городами, внизу прекращалось автомобильное движение: водители вылезали из машин и восторженно глазели. Чудо технологий. Национальная гордость США.
...Но почему дирижабли?
Давайте не судить с высоты нынешнего знания: мол, дирижабли - вещь опасная, позже случилась такая-то катастрофа, еще такая-то... У Америки начала 1930-х была своя логика. Да, Первая мировая выявила минусы дирижаблей (в нашем случае точнее говорить «цеппелины» - дирижабли жесткой конструкции) - уязвимость, малую боевую эффективность. Но ведь и плюсы имелись. Длительность пребывания в небе. Дальность перелетов (в 1929-м знаменитый «Граф Цеппелин» совершил кругосветное путешествие). Грузоподъемность...
США не грозил удар с суши. Как потенциальный противник №1 предполагалась Япония, которая своим флотом пойдет с океана. Радаров да спутников еще не было. Чтобы засечь подход чужой эскадры, надо было просто чисто физически «высоко сидеть, далеко глядеть» (о прочих методах разведки сейчас не говорим). По прикидкам американских штабистов, пять дирижаблей, подобных «Акрону», позволили бы держать под наблюдением пространство от Гавайев до Японии. В случае чего навстречу выйдут свои корабли.
За четыре года службы «Акрон» совершил 73 вылета. Споры о нем у аналитиков ВМФ шли постоянно, но один факт бил любые контрдоводы: на очередных маневрах с «Акрона» за 40 км засекли подход кораблей условного противника. А те его даже не заметили.
Цена успеха
«Акрон» погиб из-за ошибки пилотирования. Во время очередных учений он оказался в зоне ветров. Сильный шквал ударил в бок. Громадина-сигара клюнула носом вниз и стала терять высоту. Тут заклинило рули управления. Высота была 500 метров - очень мало, чтобы такая громадина успела среагировать. Через две-три минуты цеппелин воткнулся в воду, и вся команда оказалась в волнах штормящего холодного океана. А плавсредств - роковой фактор! - на борту не было, о них просто не подумали. Из 76 человек спаслись лишь четверо.
Но ведь «Акрон» был гордостью страны! Очень дорогостоящим проектом - более 5,3 млн. долл. (тогдашних, полновесных) и еще свыше 2 млн. на инфраструктуру. После постройки «Акрона» дирижабль специально летал над крупными городами, чтобы налогоплательщики увидели: деньги зря не потрачены.
После гибели «Акрона» США пережили шок. Это тоже повлияло на решение правительства: спешно закончить уже шедшее строительство второго супердирижабля - точной копии погибшего. Пусть все увидят: мы по‑прежнему сильны. Новым кораблем и стал «Мекон».
«Акрон» и «мекон»
Два супердирижабля ВВС США. Оба были гелиевые, а не водородные - что исключало возможность взрыва.
«Акрон» (ZRS-4) был построен первым в 1929 г., но 03.04.1933 г. потерпел крушение. «Мекон» (ZRS-5) - его точная копия. В первый полет отправился через месяц после гибели «Акрона».
Объем - 184 тыс. куб. метров. Длина - 239 м. Диаметр - 40,5 м. Скорость - 130 км/ч. Грузоподъемность - 80 т. Возможность беспосадочного пребывания в небе - до недели. Вооружение - 16 спаренных крупнокалиберных пулеметов и огромный бомбовый запас. «Мекон» (как и «Акрон») строился именно как летающий авианосец, он нес пять истребителей-разведчиков. Это были специально сконструированные бипланы «Сперроу-хок», имевшие над крыльями особый крюк-гак. При возвращении на борт самолеты в воздухе цеплялись за спускаемую из дирижабля трапецию, и та поднимала машину в эллинг на борту цеппелина (для вылета тем же образом самолет из эллинга опускался). «Мекон» погиб 12 февраля 1935 года.
Взгляд из СССР
За полетами американских «монстров» следил весь мир. Это ведь время, когда определялись стратегические пути развития мировой авиации. Что перспективнее - самолеты или дирижабли?
Следили и в СССР. Мы строили дирижабли с 1923 г., был трест «Дирижабльстрой» с комбинатом в Долгопрудном. Задачи провозглашались сугубо мирные, но понятно, что и у военных был свой интерес.
И вот 12 февраля 1935 г. «Мекон» погиб. Как и «Акрон», он затонул. И обстоятельства схожие: маневры, плохие метеоусловия, удар ветра. Сломавшиеся ребра каркаса пробили оболочку в двух задних баллонных отсеках, гелий начал выходить. Только падал «Мекон» не носом, а кормой вниз, и не с 500, а с 400 метров. И спассредства уже имелись, потому жертв - всего два человека (на борту находились 83).
Сегодня это событие забыто, а тогда оно стало мировой сенсаций. Газеты не умолкали до конца февраля. Советская пресса тоже давала анализ. Инженер Б. Воробьев в «Известиях» доказывал: даже потеряв два отсека, дирижабль не должен был упасть, запаса гелия в остальных баллонах хватило бы, чтобы он добрался до базы своим ходом. «Для окончательных выводов пока еще имеется недостаточно материалов. Еще меньше данных имеется для окончательных выводов о судьбах дирижаблестроения». Но гибель «воздушного авианосца» качнула чашу весов. Военные дирижабли больше не строились. Через два года, в 1937-м, в США погиб прославленный немецкий пассажирский «Гинденбург», 5 февраля 1938-го под Кандалакшей - лучший советский дирижабль «СССР-В-6», летевший снимать папанинцев. Дирижаблестроение было признано тупиковым направлением.
Сегодня в России про него вспомнили вновь. Ульяновский губернатор С. Морозов считает дирижабли прорывным направлением, президент Дм. Медведев готов поддержать инициативу. Доказывается: возвращение к старой идее с использованием современных технологий сулит новый виток прогресса. Профессионалам виднее. Но историки не могут не вспомнить давнюю сенсацию.