Аргументы Недели → История 13+

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

«Золотая Звезда Василия Молокова»

, 10:49

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

Василий Молоков родился 1 (13) февраля 1895 года в селе Ирининское Подольского уезда Московской губернии (ныне село Молоково Ленинского городского округа). Образования не получил, потому что после смерти отца в 1904 году пришлось помогать семье. Сначала работал в Москве мальчиком-посыльным в коробочной мастерской, с 1905-го – подручный кузнеца в кузнице в Ирининском, с 1906-го – молотобоец в слесарно-кузнечной мастерской в Москве. С 1910 года работал слесарем на фабрике Зимина.

В мае 1915 года был призван в Русский императорский флот. Служил матросом 2-го Балтийского флотского экипажа, затем стрелком морского батальона на острове Даго. В 1916 году переведен в морскую авиацию, был направлен помощником бортмеханика на 21-ю авиастанцию Балтийского флота на о. Дегербю (Финский залив), затем освоил специальность моториста морской авиации и авиамеханика.

 К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

 

С января 1918 года – в Красной Армии, участник Гражданской войны. С июля 1918 года служил в Школе высшего пилотажа в Красном Селе. С личным составом школы участвовал в боевых действиях на нарвском направлении и в обороне Петрограда. Совершал боевые вылеты в качестве бортмеханика на летающей лодке М-5 против белогвардейской Северной армии и англо-американских интервентов. В 1921 году окончил Школу морской авиации в Нижнем Новгороде (позднее школа переведена в Самару).

 

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

 К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

С июля 1921-го служил морским лётчиком в гидроавиаотряде Воздушных сил Балтийского моря, затем лётчиком учебно-тренировочного гидроавиаотряда в Петрограде. С июля 1923 года по август 1924-го – учёба в Высшей военной школе красных морских лётчиков (Севастополь), по окончании которой назначен в ней ст.инструктором, затем командиром звена и отряда. Подготовил около 30 лётчиков, среди которых были будущие Герои Советского Союза Доронин, Леваневский и Ляпидевский. В 1929 году окончил курсы усовершенствования при Военно-воздушной академии РККА им. проф. Жуковского. В 1931-м утвержден пилотом авиалинии Новосибирск – Омск – Свердловск, в 1932-м – командиром отряда полярной авиации Главного управления Севморпути. Первоначально работал на трассе Красноярск – Игарка, а в навигацию 1933 года летал на ледовую разведку морских трасс в морях Северного Ледовитого океана.

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова 

 Спасение челюскинцев и довоенное время

 

Когда в феврале 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами и погиб пароход «Челюскин», В.С. Молоков был срочно направлен во Владивосток на усиление отряда военных лётчиков Н.П. Каманина. Вместе с другими лётчиками участвовал в экспедиции по спасению челюскинцев. Вывез со льдины больше всех спасённых – 39 человек – на двухместном самолёте Р-5. Предложил вывозить одновременно по 6 человек, приспособив для пассажиров подвешенные фанерные парашютные ящики.

 

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Постановлением ЦИК СССР от 20 апреля 1934 года семерым лётчикам, в том числе и В.С. Молокову, было присвоено специально учреждённое по этому случаю звание Героя Советского Союза. Когда позднее для Героев Советского Союза был введён знак особого отличия – медаль «Золотая Звезда», то ему она была вручена за № 3.

 К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

 

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

В 1935 году совершил на летающей лодке «Дорнье-Валь» выдающийся по тем временам перелёт по маршруту Красноярск-Киренск-Якутск-Нагаево-Нижнеколымск-Уэлен и обратно вдоль арктического побережья до Архангельска, открыв новую авиалинию через Восточную Сибирь и Камчатку. В 1936-м совершил полёт вдоль всего Арктического побережья СССР. В 1937-м участвовал в первой советской экспедиции на Северный полюс.

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

 К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

 К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

В феврале 1938 года стал начальником Главного управления Гражданского воздушного флота СССР при Совнаркоме СССР. Во время советско-финской войны находился в действующей армии, отвечая за снабжение войск всеми необходимыми грузами самолётами Гражданской авиации.

 К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

 К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

 К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

Великая Отечественная. Трасса «Аляска – Сибирь»

1941 год. Фронт задыхался от недостатка самолетов – в небе господствовал враг. Эвакуированные с Украины на Урал заводы на новых местах отставали от графиков освоения новых типов машин… В октябре на Московской конференции США и Англия подписали протокол о поставках СССР сырья, вооружения, в том числе самолетов... Но союзники выжидали, задерживали поставки.

Одним из козырей при этом выставляли: транспортные пути к вам ненадежные. Их было два. И в условиях жестокой войны каждый оставался малоприемлемым. На маршрут Западное побережье Америки – Тихий и Индийский океаны – Персидский залив – Басра требовалось два месяца. В переходах сквозь штормы часть самолетов ломалась еще в упаковке. Путь через Северную Атлантику был короче. Но здесь разбойничали гитлеровцы, имевшие базы вдоль норвежского побережья.

 

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

В такой обстановке Государственный Комитет Обороны принял решение создать безопасный северный воздушный мост. И он был создан: «Аляска – Сибирь». 9 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны своим постановлением № 739с поручил создание этой трассы Главному управлению Гражданского воздушного флота, вручив его начальнику генерал-майору авиации В.С. Молокову мандат своего уполномоченного. Задание это было необыкновенно трудным и ответственным.

Трасса «Аляска-Сибирь», или сокращенно АлСиб, протянулась с Аляски через Берингов пролив, центральные районы Чукотки, Колымы, Якутии и Сибири – до Красноярска. 6450 километров напрямую! По ней на сов.-герм. фронт перегонял американскую авиатехнику, переданную СССР по ленд-лизу. Долгое время, вплоть до начала перестройки, эта полная героизма страница была упрятана в архивы. Видимо, по причине секретности АлСиба Василий Сергеевич не рассказывал о нем ни матери, ни односельчанам.

 К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

Надо сказать, что В.С. Молокову были хорошо знакомы эти места. До войны он жил в Красноярске, работал на Енисейской авиалинии, в 1935 году на «летающей лодке» «Дорнье-Валь» совершил выдающийся по тем временам перелет по маршруту Красноярск – Уэлен и далее, вдоль арктического побережья до Архангельска, открыв новую авиалинию через всю Восточную Сибирь и Камчатку. В этом направлении и должна была пройти перегоночная трасса.

Но – требовались немалые уточнения направления трассы, изыскания, подготовительные работы. При изысканиях каждого аэродрома были пройдены маршруты от 400 до 700 километров.

 К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

Если до Якутска местность была уже более или менее обжитой, то дальше строительство трассы нужно было вести в пустынных, мало изученных районах Крайнего Севера. В тундре дорог не было, и потому поиск участков часто приходилось вести с воздуха.

Для создания АлСиба пришлось построить десятки основных и запасных аэродромов, завезти горючее, масло, запасные части, продовольствие, жилье для экипажей и тысяч технических специалистов, базы снабжения.

Сооружение аэропортов велось в очень суровых условиях: 40-50-градусные морозы, неистовые ветры, метели, а во время весенней распутицы – непролазная грязь. Люди жили в землянках. И все же работа не останавливалась ни днем ни ночью – сроки были крайне напряженными. Они диктовались нуждами фронта.

 К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

 К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

Чтобы не затянуть подготовку аэродромов и выполнить задание ГКО в срок, В.С. Молоков обращался за поддержкой в Дальстрой НКВД, Якуттранс и местные МТС. И, как показывают документы, его штабу шли навстречу: сдавали в аренду трактора, выделяли транспорт, помещения, рабсилу.

Наряду с сооружением авиапортов для нормальной их эксплуатации требовалось создать сеть радио- и метеостанций. Но где взять для них кадры? И Молоков договаривался с Москвой: действующие станции до предела сокращали свой штат, а КВТ отдавали радистов и метеорологов.

…Все запланированное было сделано практически за 10 месяцев. 20 июля 1942 года Госкомитет Обороны принял постановление № 2070 о завершении строительства трассы и начале перегонки самолетов. 23 июля на трассу вылетела комиссия ГУ ГВФ по обследованию и приемке аэродромов. В её отчете было записано, что к началу октября 1942 года на трассе было введено в эксплуатацию 16 аэродромов. (По мнению председателя секции АлСиба Российского комитета ветеранов войны и военной службы В. Перова, в мирное время для строительства такого моста потребовалось бы 5 лет).

16 ноября 1942 года в Красноярске приземлилась первая группа перегоняемых с Аляски американских самолетов.

С начала 1943 года советские ВВС начали регулярно получать по 120-150 американских самолетов в месяц. К осени 1944 года темп перегонки возрос до 400 самолетов в месяц, а всего по трассе Аляска – Сибирь – фронт за 3 года было переброшено, согласно отчету авиадивизии, 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов.

 Во главе ночной бомбардировочной дивизии

В 1943 году в звании генерал-майора В.С. Молоков вступает в командование 213-й ночной бомбардировочной дивизии (НБАД) 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта...

 

 

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

 

 

Ночные бомбардировщики 213-й НБАД сражались на Курской дуге, обеспечивали переправы через Днепр и Десну, освобождали Белоруссию, вели бои в Восточной Пруссии...

Главной ударной силой 213-й дивизии стали учебно-тренировочные самолеты У-2, которые до войны использовались в сугубо мирных целях. У-2 (в 1944 году их переименовали в По-2, по имени конструктора Поликарпова). У-2 представлял собой простой двухместный биплан, обтянутый специальным полотном, прозванный за небольшую скорость, всего 130 км/час, «небесным тихоходом». В открытом бою он не мог тягаться с быстрыми и хорошо вооруженными истребителями люфтваффе.

Но он обладал такими качествами, которые позволяли его с успехом использовать на фронте. Одна из тактик заключалась в том, что легкие бомбардировщики подходили к цели с установленными на малый газ двигателями или на сверхмалой высоте, благодаря чему оставались незаметными для средств ПВО противника до самого последнего момента.

У-2 был устойчив в воздухе и мог действовать в сложных метеоусловиях – при сплошной облачности, дожде, снегопаде и, главное, ночью. Он поднимался и садился на небольших площадках, непригодных для других самолетов, базировался близко к переднему краю и поэтому тесно увязывал свои действия с пехотой.

До рассвета «небесные тихоходы» 213-й дивизии висели над вражескими позициями, препятствуя подвозу к ним боеприпасов, продовольствия, мешая подходу резервов, выводя из строя транспорт, нарушая связь, не давая гитлеровцам ни часа ночного отдыха.

Благодаря способности взлетать с любой площадки этот самолет широко использовался при работе с партизанами. «Небесный бомбардировщик» помогал партизанам вести рельсовую войну, бороться с карателями, бомбил и с бреющего полета обстреливал войска противника в лесных районах. Кроме того, самолет У-2 сбрасывал с парашютом небольшие разведывательные группы и одиночек. Или выступал незаменимым «связным»: доставлял партизанам через линию фронта оружие, боеприпасы, медикаменты, продукты, газеты, письма, а оттуда забирал раненых.

 

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

 

213-я дивизия Молокова, вошедшая в 3-й Белорусский фронт, оказала большую поддержку весной и летом 1944 года в операции по освобождению Белоруссии. Она наносила удары по центральному, наиболее укрепленному участку Восточного вала – от Витебска до Орши включительно, затем, преодолев полосу обороны противника, развивала наступление в направлении на Минск и далее к западной границе СССР. В этот период экипажи легких ночных бомбардировщиков искали и уничтожали воинские эшелоны на участке железной дороги Витебск – Орша, автотранспорт на дорогах, идущих к Витебску, вели разведку железнодорожного узла Орша, следили за передвижением войск в направлении к Витебску, прибытием резервов к оборонительным рубежам на оршанском направлении. Основные дороги разведывались не реже чем через час. Помимо основных боевых задач на дивизию возлагалось обеспечение оружием, боеприпасами и продуктами белорусских партизан. За эффективные действия, совершенные 213-й НБАД, дивизии было присвоено звание «Витебской».

 

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

 

С середины января 1945 года армии 3-го Белорусского фронта начали широкое наступление на Пилькаллен. В отдельные ночи 213-я дивизия делала более чем 900 самолетовылетов. Два месяца наша артиллерия и бомбардировщики обрушивали на осажденный Кёнигсберг сотни снарядов. Днем действовала штурмовая авиация, а к вечеру в дело вступали По-2. Над каждой целью появлялось по два-три наших тихохода. Они подавляли огневые точки, нарушали связь, вызывали пожары. Вечером 9 апреля гарнизон города Кёнигсберга, капитулировал.

За образцовое выполнение заданий командования в боях при прорыве обороны гитлеровцев и вторжение в пределы Восточной Пруссии, проявленные при этом доблесть и мужество, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1944 года 213-я ночная бомбардировочная авиационная Витебская дивизия Указом была награждена орденом Красного Знамени. В середине февраля 1945 года 213-я дивизия награждёна орденом Кутузова III степени, в начале мая – орденом Суворова II степени.

Боевыми наградами были отмечены и полки дивизии: орденами Красного Знамени и Александра Невского – 15-й Витебский авиаполк, орденом Суворова III степени – 17-й Оршанский авиаполк, орденом Кутузова III степени – 24-й гвардейский Юхновский авиаполк.

За личное мужество и отвагу, умелое руководство соединением генерал-майор В.С. Молоков был награжден орденами Красного Знамени, Суворова и Кутузова II степени, другими орденами и медалями.

 

После войны

После Победы В.С. Молоков ещё год командовал дивизией. С июня 1946 года он – замначальника Главного управления гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР. С августа 1947 года генерал-майор авиации В.С. Молоков – в запасе.

 К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

Вернулся на работу в Гражданский Воздушный Флот, много лет возглавлял Высшую квалификационную комиссию ГВФ. В 1935-1937 годах – член ЦИК СССР. Депутат Верховного Совета СССР (1937-1946). Награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова II степени, Кутузова II степени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями.

Умер в 1982 году. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.

По следам летчика-земляка пошли и другие герои Молоковской земли – Виктор Артамонов и Виктор Грачёв. Во время войны летчик В.Д. Артамонов совершил 155 боевых вылетов, а В.В. Грачёв будучи заместителем главного конструктора КБ «Южное» укреплял мощь страны в 1950-1980 годы.

Сын Валерий (1924-2022), участник Великой Отечественной войны, окончил МВТУ им. Баумана, работал в области авиастроения и космонавтики.

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

Сегодня увековечением памяти В.С. Молокова занимается Общественный Комитет «Челюскинцы», который объединил вокруг темы «Челюскинской эпопеи» - потомков первых Героев Советского Союза и «героев-челюскинцев», а также - историков освоения Арктики и неравнодушных людей. Благодаря деятельности Комитета созданы бюсты всем семи первым Героям Советского Союза, в рамках проекта «Аллея Российской Славы».

                                                К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

К 130-летию одного из первых Героев Советского Союза - Василия Сергеевича Молокова

Память

* В 1934 году село Ирининское, в котором родился В.С.Молоков, переименовано в село Молоково. В 2012 году в районе новостроек села появилась улица Василия Молокова.

* В 1935 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Молокову.

* Памятник В.С. Молокову установлен в его родном селе 2 октября 2010 года в честь 115-й годовщины со дня рождения героя.

* Мыс Молокова на Земле Франца-Иосифа назван в честь полярного лётчика.

* Остров Молокова на реке Енисей, где находилась гидроавиабаза полярной авиации, носит имя В.С.Молокова.

* Именем «Василий Молоков» с 2005 года назван лайнер авиакомпании «КрасЭйр» Ту-214 (бортовой номер 64508).

* Самолёт «Василий Молоков» Ил-76ТД (№ РА-76363) находится в составе авиапарка МЧС России.

* В честь Героя Советского Союза В.С.Молокова названы средняя школа в с. Молоково Ленинского городского округа и школа №41 г. Норильска Красноярского края.

О жизненном пути В.С. Молокова написано три книги (две – самим Молоковым и одна – нашим земляком А. Плотниковым) и сотни статей.

Автор статьи - Алексей Васильевич Плотников - (Обозреватель-аналитик газеты "ПОДМОСКОВЬЕ сегодня", обладатель звания "Золотое перо Московии", лауреат Московской губернаторской премии им. М. Пришвина).

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram