У каждого поколения свои герои и кумиры. У первого послевоенного поколения в качестве примера для подражания были, прежде всего, фронтовики, прошедшие горнило Великой Отечественной войны, герои Гражданской войны, первых пятилеток, а, начиная с 60-х годов ХХ столетия, космонавты.
В каждой школе висели портреты героев ВОВ, и описание их подвигов. Советскую молодежь государство ориентировало брать с них пример. Сегодня пальма первенства принадлежит в общественном сознании, особенно у молодежи, расхристанным «звездам» кино и шоу-индустрии, скандальным представителям богемы, всевозможным разнузданным нравственно блогерам. Немалая часть молодежи, стремясь походить на них, живет теми идеалами, в результате которых невооруженным глазом видна деградация в нравственно-политическом отношении российского общества. Проходящая с февраля специальная военная операция на Украине наглядно высветила одну важнейшую очевидность: без коренного изменения информационно-воспитательной и социальной политики в стране невозможно реализовать ее цели, поставленные Президентом РФ В.В. Путиным. В пространстве интернета распространяется видеоролик со стихами поэта Олега Кашицина, в котором поэт с болью в сердце говорит об определенной политической и социально-экономической шизофрении в российском обществе.
«Я, вернувшись с войны, ничего не пойму
Кто-то слышит в России еще про войну.
Сплошь концерты, эстрада, фанфары гудят,
Под Донецком – бои, будто громом набат.
Стойки барные – водка, коктейль, вино.
И понять никому, здесь совсем не дано.
Вечер томный, над речкой виден салют.
Веселится элита: ведь здесь не убьют…»
Пора во весь голос вспомнить имена тех, кто остался на века в памяти народа и истории российского государства, кто своими делами или поступками явится для новых поколений страны нравственно-политическим ориентиром в любви к Родине. Один из таких героев – Александр Матросов, чье имя навсегда вписано золотыми буквами в летопись Великой Отечественной войны. Подвиг Матросова совершили многие бойцы (по последним данным – около 50 до «подвига А. Матросова» и 352 - после), жертвуя своей жизнью во имя светлого будущего Родины, во имя полного разгрома германского агрессора на нашей земле и в логове, откуда он пришел.
Александр Матвеевич Матросов родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринослав (Днепропетровск). Согласно имеющимся документам, прошлое у А. Матросова было вовсе не героическим. Живя ребенком вне семьи (мать у него умерла, когда ему было 7 лет, а с мачехой он не ужился), оказался замешанным в краже чужого имущества и подростком был направлен в режимный детский дом в Ульяновской области. В 1939 году его послали в Куйбышев (ныне Самара) учиться на формовщика на вагоноремонтный завод, который самовольно покинул и уехал в Саратов. Приговором народного суда города Саратова от 8 октября 1940 года А. Матросов был осужден по статье 192 Уголовного кодекса РСФСР к двум годам лишения свободы "за нарушение паспортного режима" и отправлен отбывать в Уфимскую детскую трудовую колонию. Там он стал учеником слесаря, завершил семилетнее образование, а благодаря авторитету среди подростков и образцовому поведению становится помощником воспитателя. Для сверстников Александр был примером: одним из лучших боксеров и лыжников города. Друзья по детской трудовой колонии отзывались о нем, как о бойком и веселом парне, который любил играть на гитаре и балалайке, умел отбивать чечетку, писал стихи. Вспоминали с его слов напутствие родной матери, говорившей ему в свое время: из-за своей ловкости и излишней активности он будет либо справным молодцом, либо преступником.
Когда началась Великая Отечественная война, А. Матросов, как и десятки тысяч его сверстников, оббивая пороги военкомата, просился на фронт. В 1942 году, когда ему исполнилось 18 лет, был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА). В октябре 1942-го его направили на учебу в Краснохолмское пехотное училище возле Оренбурга. Молодые курсанты по полной осваивали на практике военную науку: жили в землянках, совершали длительные марш-броски при 40 градусном морозе. Их готовили по окончании училища стать младшими командирами взводов и рот. Но фронт требовал срочно нового пополнения и в начале января 1943-го года Александр вместе с сослуживцами, не доучившись, были направлены простыми бойцами на Калининский фронт. 12 февраля 1943 года зачислен стрелком-автоматчиком во 2-й отдельный стрелковый батальон 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады им. Сталина. Для него это большая честь: тогда лишь каждый пятый пехотинец на фронте получал автомат, остальных по-прежнему вооружали винтовками. Согласно требованиям "Боевого устава", " автоматчиком может быть только лучший по деловым качествам боец. Быстрота, смелость, внезапность и самостоятельность в действиях должны всегда сопутствовать автоматчику". Здесь его избрали групкомсоргом и назначили агитатором взвода в роте автоматчиков 2-го стрелкового батальона. 26 февраля при свете коптилки после своего первого и предпоследнего боевого крещения огнем под деревней Чернушкой он пишет письмо знакомой девушке. "Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю. Да, Лида, и я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живешь-живешь, и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш генерал: в бою и лицом на запад. Твой Сашок". (Выделено нами – В.К.). Обратил внимание на последнее предложение из его письма не случайно. Показать, насколько он стремился воевать осознанно и уж, если придется умереть на поле боя, то упасть лицом на Запад, откуда пришли гитлеровские полчища. Продемонстрировать своей смертью, куда должны идти красноармейцы, не щадя своей жизни. С. Экштут, д.ф.н в статье «Километры и секунды Александра Матросова отмечает: «Строчки, написанные после изнурительного двухнедельного марша. После жестокого боя. До сантиментов ли тут... Но многие ли способны так емко сформулировать представления о смысле жизни в 19 лет?».
27 февраля 1943-го года командованием бригады перед батальоном была поставлена боевая задача: выбить из опорного пункта немецких фашистов, который располагался рядом с деревней Плетень Локнянского района Калининской области (с октября 1957-го года территория Псковской области). Оказавшись на опушке леса, красноармейцы мгновенно попали под шквальный огонь немцев, окопавшихся в трех дзотах. Из пулеметов изрыгался смертоносный огонь, не позволявший не то что продвинуться к деревне ни на шаг, но даже поднять голову. Двум штурмовым бригадам удалось подавить фланговые ДЗОТы, но немецкий пулеметчик центрального ДЗОТа продолжал обстреливать лощину на подступах к деревне. Первая штурмовая группа, отправившаяся на подавление огневой точки, не вернулась. Тогда на уничтожение дзота двинулась группа в составе Петра Огурцова и Александра Матросова. Не дойдя несколько шагов до дзота, П. Огурцов получил тяжелое ранение. Теперь А. Матросову предстояло выполнить поставленную задачу в одиночку. Он сумел подобраться к амбразуре с фланга и с расстояния примерно 30 метров бросил одну за другой две гранаты. Пулемет умолк, но стоило красноармейцам подняться в атаку, как вновь раздалась оттуда пулеметная очередь. И тогда он бросился на амбразуру дзота, что, считаю, не от акта отчаяния, а вполне обдуманного выбора, если вспомнить содержание предсмертного письма: пусть на несколько секунд, но подавить огонь из дзота. Эти секунды и решили исход боя. Немецкий пулеметчик испытал сильнейший психологический шок от происшедшего. Ему в силу тевтонского менталитета было неведомо, почему русский солдат, не жалея жизни, бросается на амбразуру. В немецкой военной традиции, как и в англо-саксонской, отсутствуют акты такого самопожертвования. К тому же у пулеметчика прекратился на несколько мгновений сектор обзора, поскольку тело А. Матросова мешало вести прицельную стрельбу. Когда пулеметная очередь отбросила его безжизненное тело от амбразуры, наступающие красноармейцы успели добежать до мертвого (непоражаемого атакующих солдат) пространства дзота. Это позволило выполнить поставленную перед ними боевую задачу: путь на деревню Плетень был открыт. Старший лейтенант П. Волков, 36-летний старший лейтенант, уроженец Нижнего Тагила, работник политического отдела, на комсомольском билете № 17251590, залитый кровью А. Матросова, написал: «Лег на боевую точку противника и заглушил её.
Комсомольский билет А. Матросова
Проявил геройство». Похоронили героя в той же деревне. На вырванном листке из тетради написал донесение в политический отдел о подвиге А. Матросова: "Начальнику политотдела 91-й бригады добровольцев-сибиряков... Нахожусь во втором батальоне. Наступаем... В бою за д. Чернушки комсомолец Матросов, 1924 года рождения, совершил героический поступок - закрыл амбразуру дзота своим телом, чем и обеспечил продвижение наших стрелков вперед. Чернушки взяты. Наступление продолжается. Подробности доложу по возвращении. Агитатор политотдела ст. л-нт П. Волков". Вернуться, к сожалению, офицеру не довелось: в тот же день, 27 февраля, Волков погибает. Деревня Чернушка войдет в наградной лист Александра Матросова, вместо деревни Плетень, и в историю Великой Отечественной войны. Назначенный в апреле 1943 года командующим Калининским фронтом генерал-полковник А.И. Ерёменко узнал в штабе фронта о подвиге А. Матросова. Изучив документы о героическом поступке и личности красноармейца, особенно о его прошлом: прибыл в армию из колонии, где отбывал наказание за совершённые им уголовное преступление и такой патриотический поступок, - направил на имя Наркома обороны СССР Сталина ходатайство о присвоении А. Матросову звания Героя Советского Союза. 19 июня 1943 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил А. Матросову звание Герой Советского Союза. Народный комиссар обороны СССР, маршал Сталин подписал Приказ N 269 от 8 сентября 1943 года о зачислении А. Матросова (навечно)
в 1-ю роту 254-го гвардейского стрелкового полка и присвоении этому полку имени погибшего героя. А. Матросов стал первым из всех воинов РККА, которых навечно зачислили в списки части. В Приказе подчеркивалось, что подвиг красноармейца Матросова – это пример мужества и героизма всем воинам Красной Армии. «…Приказ прочесть во всех ротах, батареях и эскадронах».
В 1948-м году прах А. Матросова перезахоронили в Великих Луках (Псковская область). В память о его подвиге сняты художественная картина «Рядовой Александр Матросов» и документальный проект «Александр Матросов. Правда о подвиге». В городах - Великие Луки, Ишимбай (Башкирия), Коряжма (Архангельская область), Красноярск, Санкт-Петербург, Ульяновск, Уфа - воздвигнуты памятники А. Матросову. В январе 2023 года в Днепропетровске в результате осуществляемой бандеровской властью Украины борьбы не только с советской историей, но и со всем, что связано с Россией, снесли памятник Александру Матросову.
Начиная с момента горбачевской Перестройки (2- половина 80-х годов ХХ века) по настоящее время, особенно после распада СССР, когда информационное пространство оказалось в руках либерально настроенных публицистов и историков и просто конъюнктурщиков из числа обласканных советским государством деятелей культуры, наступил период дискредитации советской эпохи. В публицистике и научной печати появилось настоящее половодье самых разных точек зрения, авторы которых, зачастую, исходили из желания не столько улучшить, сколько очернить сложившуюся советскую систему вплоть до ее на руку Западу ниспровержения. Либерального толка ученые, публицисты, писатели, кинорежиссеры при поддержке Секретаря ЦК КПСС по идеологии А.Н. Яковлева осуществили массированно информационное переформатирование общественного сознания в сторону неприятия советских ценностей. На заре Перестройки главный редактор Ярославской молодежной г - ты «Юность» Ф. Чеканов так охарактеризовал сложившееся положение в СМИ в ту пору: «Много-много лет назад дальновидные люди в редакциях центральных СМИ начали работу по подбору кадров только одной общественной и политической ориентации. Чужаки отбрасывались беспощадно. Так образовался тонкий слой пишущей и снимающей братии – с одинаковыми идеалами, пристрастиями и даже методами борьбы с инакомыслящими. Анализируя материалы о текущем моменте в целом ряда центральных изданий при всей их внешней разноплановости видишь: это творят птенцы из одного инкубатора. И писк их звучит весьма слаженно». Широким потоком пошли публикации на грани политического и научного жульничества, некомпетентности и даже государственной измены тех лиц, от кого зависела будущая судьба СССР (речь идет, прежде всего, о деятельности А.Н. Яковлева). В этот период возникло своеобразное соревнование по «оплевыванию» советских ценностей: кто изощрённее проявит ненависть к СССР. Например, до Перестройки песни Б. Окуджавы, прославляя советскую эпоху прямо и косвенно, звучали в известных кинофильмах и на концертах («Нам нужна одна победа», «Ваше благородие, госпожа удачи», о Лёньке Королёве, про маленького трубача и др.). Пластинки с его записями продавались огромными тиражами. Началась Перестройка и Б. Окуджава вмиг «переобулся» в яростного ненавистника всего советского. «Я Родину свою люблю, но государство ненавижу. Патриотизм — чувство несложное, он есть и у кошки», т.е. рассматривал «патриотизм» на уровне биологического поведения. В интервью М. Эпельзафту (Израиль, 1995 г.) на его вопросы «Вы читали книгу Суворова "Аквариум"? И как вы к ней относитесь?» - Б. Окуджава ответил: «Читал. Очень положительно отношусь, хотя я не специалист в этой области, но я чувствую, что там есть много объективно. СССР, как и Германия. Отличия чисто внешние - у тех свастика, у этих - серп и молот. Там был мерзавец Гитлер, у нас - "гений" Сталин. А суть была одинакова. Две тоталитарные системы схватились выяснять отношения... И наоборот бывало. Теперь понимаю, это было столкновение двух тоталитарных режимов, выяснение отношений. Да, мы победили, но оказались побеждёнными в итоге». По поводу политического предательства Б. Окуджавы известный киноартист и режиссер В. Гостюхин писал: «Я на весь свет прошумел тогда, когда раздолбал пластинку этого кумира либерастической республики Окуджавы. Которого я, кстати, любил и знал все его песни наизусть. Ну потому, что мне казался он фронтовиком, у него есть такие пронзительные фронтовые песни. Но вот это предательство, которое внутри в нем сидело».
Б. Артамонов, публицист либерально радикального разлива, доказывал: «Родина» — это идол, придуманный кремлевскими демагогами еще во времена Сталина, чтобы оправдывать свои преступления. «Родина» — это ассоциация толстозадых откормленных чиновников, которые не уважают свой народ и не считают за людей. Неуважение к личности — одна из самых типичных черт советской и постсоветской действительности… Идол «Родины» впервые за всю историю был взят на вооружение той прослойкой народа, которая ненавидит свободу, которая желает вернуться назад в советское рабство… Со словом «родина» произошло то же самое, что произошло со свастикой. Ведь этот знак был безобиден, не более подозрителен, чем пентаграмма и означал всего лишь «вечное движение». Но, побывав в пользовании у фашистов, он утратил и очень надолго всё светлое, что было в него вложено изначально….. Людей портит власть, специально, преднамеренно. Порча начинается в школе, продолжается в армии. Школа и армия - это фабрики мерзавцев». (Выделено нами – В.К.) Ярославский ученый-публицист либерального толка Е. Ермолин убеждал ярославских студентов до 2022 года (выехал в Европу на постоянное место жительство в Европу): «...Советский путь в светлое будущее оказался путем в тупик, в мрачный и кровавый чулан истории, — и в конце концов жить в этом чулане не захотелось уже никому. Но можно согласиться: к этому моменту подошло общество, разрушенное и нравственно опустошенное 70-летним тоталитарным господством». Историк А. Зубов, касаясь оценки советского периода, объясняет утвердительно: «Единство нельзя строить на лакированных мифах — мифы все равно распадутся. Единство можно строить лишь на поиске истины». Чем все они и им подобные «мыслители» не смердяковы, т.е. наследники представителей русофобски настроенной интеллигенции в XIX веке. Только с той разницей, что в XIX веке они верноподданнически преклонялись перед культурой «французика из Бордо», сегодня – перед англосаксами, лишь бы их заприметили и определили в «стойло западной цивилизации.
Очернители отечественной истории из числа либерастической публики тогда охотно цитировали высказывание из пьесы «Жизнь Галилея» немецкого драматурга Бертольда Брехта: «Несчастна та страна, которая нуждается в героях». Эта фраза звучит из уст Галилея. Но у драматурга в уста другого героя (Андреа) пьесы вложена другая, не менее яркая фраза-антипод: «Несчастна та страна, у которой нет героев». В пьесе немецкий драматург не выражает симпатии к той или иной позиции героев произведения, оставляя домысливать читателей или зрителей. Если исходить из героического прошлого нашей страны в дореволюционный и советские периоды, то, скорее всего, нам подходит противоположный вариант фразы: «Несчастна та страна, у которой нет героев».
По мнению ниспровергателей всего русского и советского в России, одним из якобы «лакированных мифов», выдуманных советской пропагандой среди множества других (речь идет о подвигах З. Космодемьянской, З. Портновой, Н. Гастелло, М. Казей, В. Дубинина, молодогвардейцев и многих др.), является история героической гибели Матросова. Сразу оговорюсь, мы не против уточнений с учетом новых исторических фактов в реконструкции жизненного пути и героического подвига А. Матросова. Недавно рассекреченные документы из Центрального архива Министерства обороны РФ позволили не только впервые подробно осветить тот день, когда А. Матросов совершил подвиг, но и внести ряд немаловажных уточнений в общеизвестную картину боя. Например, д.ф.н. С. Экштут, тщательно проанализировав фронтовые документы, доказал, что гибель А. Матросова произошла не у деревни Чернушки (там он получил первое и предпоследнее боевое крещение), а перед деревней Плетень, не 23 февраля, а 27 февраля. В тоже время считаем, в высшей степени безнравственно выглядят попытки поставить под сомнение сам героический подвиг А. Матросова.
В перестроечные и нулевые годы появились публикации, в которых доказывалось, что А. Матросов совершил свой подвиг случайно. В одной из версий утверждается, что Александр погиб на крыше дзота, когда закидывал его гранатами. Его бездыханное тело закрыло вентиляционное отверстие дзота, через которое отводятся пороховые газы. Пулеметчики начали задыхаться и пытались сбросить А. Матросова с крыши. Пока молчал их пулемет, советские бойцы осуществили бросок и подавили дзот. В соответствии с другой версией, он очень близко подошел к вражескому дзоту, желая расстрелять фашистского пулеметчика, просто оступился и упал на амбразуру, закрыв обзор фашистскому пулеметчику. В интервью Н. Михалкову (2018 г.) писатель-фронтовик В. Астафьев, ссылаясь на письма свидетелей события, голословно утверждал, что А. Матросов скатился на амбразуру сверху, стремясь пригнуть вниз длинный ствол пулемёта на короткое время, которое было бы достаточно его однополчанам для броска, но немцы дёрнули ствол, и А. Матросов был убит. Заодно он в данном интервью пустил еще одну злобную байку: войну выиграли, завалив немцев трупами. По данным Министерства обороны России, официальное число погибших военнослужащих составило 8 668 400 человек (погибшие 6 885 100, согласно рассекреченным данным 1993 года, и не вернувшиеся из плена 1 783 300)[1]. Боевые потери Германии и союзников - 8,65 млн., что вполне сопоставимо с боевыми потерями СССР - 8,7 млн. Получается 1:1. Некоторые современные историки, например, Е.Ю. Спицин называют соотношение 1: 1,3. Эти данные разоблачают миф о том, что Красная Армия «завалила трупами» немцев, почему они и потерпели поражение.
В программе М. Швыдкого «Культурная революция» накануне праздника Победы – 9 Мая (2012 г.) шла дискуссия на тему «Культурная Революция - Изучать историю бессмысленно». В этой передаче В. Молчанов, телеведущий и сын известного советского композитора, на всю страну, пропагандируя тезис «советская история – сплошной миф», заявил, что история Великой Отечественной – сплошная мистификация и привел, по его мнению, яркий пример. «Матросов не совершал своего подвига. Мне Василь Быков (один из обласканных при Советской власти белорусских писателей) рассказывал, что командир полка, в котором служил Матросов, ему говорил: тот не добежал до амбразуры 100 метров...». Дискредитация героических подвигов бойцов и офицеров Красной Армии дошла до того, что, по мнению либералов, в годы Великой Отечественной войны, если и было немало случаев самопожертвования, то воины шли на свои подвиги под дулами винтовок и автоматов заградотрядов. Известно, что в боях Красной Армии на территориях восточноевропейских государств, освобождаемых от фашистского рабства, заградительные отряды вообще не использовались. 29 октября 1944 года Приказом № 0349 Наркома обороны, маршала Сталина отдельные внутриармейские заградительные отряды были расформированы, в связи «с существенным изменением обстановки на фронте». Личный состав пополнил стрелковые подразделения НКВД. Тем не менее, «подвиг Матросова» совершили 96 воинов Красной Армии. Стоит отметить, хотя советские бойцы, погибая, бросались на амбразуры дзотов и до 1943-го, то есть до «подвига Матросова», но массово о них начали сообщать и печатать только после его героической гибели. Следовательно, героический поступок Александра нашел отклик в сердцах бойцов Красной Армии. Вот далеко неполный список бойцов Красной Армии, осуществивших бросок Матросова в бессмертие: А. Панкратов, Я. Падерин, И. С. Герасименко, А. С. Красилов, Л. А. Черемнов, А.И. Левин, Чолпонбай Тулебердиев, П.Л. Гутченко, Р.И. Шершнева, одной из трех женщин, совершивших подобный подвиг., Н.Ф. Сердюков, У.А. Аветисян, Г.Г. Гафиатуллин, А.И. Волков., А.Ф. Типанов, М. Х. Губайдуллин, Т. Эрджигитов, Д. Ушков, М. Белуш, В.П. Газин, Г. Асадов, И.Р. Бумагин, Н. Вилков, П. Ильичёв и др. Как видим, в списке Героев, закрывших своим телом амбразуру в годы Великой Отечественной войны, представители разных национальностей, сражавшиеся за одну общую Родину – СССР.
К сожалению, чем дальше от нас уходит в историю героический период Великой Отечественной войны, тем меньше остается свидетелей того времени. Историю переписывать в научном и мемуарном отношении недругам России становится все легче, если не бороться на государственном и общественном уровнях за сохранение исторической памяти. Кем был А. Матросов на самом деле по национальности – русский или башкир - ряд башкирских исследователей жизненного пути А. Матросова подняли этот вопрос. Думается, стоит ли об этом ломать копья? Он был, в первую очередь, советский человек. С того дня, когда он шагнул в бессмертие, дотоле никому не известный 19-летний красноармеец А. Матросов стал Героем на все времена в истории нашей Родины.
Надгробный памятник Александру Матросову в г. Великие Луки, открыт 25 июля 1954 года (скульптор Е. В. Вучетич и главный архитектор В. А. Артамонов)