Еще в предвоенные годы учеными ЛФТИ были сделаны 2 важнейших для обороны страны разработки: созданы отечественная радиолокация и «система ЛФТИ» размагничивания кораблей. Первая резко повысила эффективность системы ПВО, давая при дальности обнаружения целей в 150 км примерно полчаса для приведения ее в боевую готовность и отражения налетов вражеской авиации. Вторая позволила разблокировать наш Военно-морской флот, запертый на базах в результате массированного применения неприятелем магнитных мин в первые дни войны, особенно, под Ленинградом и Севастополем.
В начале войны Институт, как и вся АН СССР, перестроился на оборонную тематику. Более 130 сотрудников ушли на фронт и в ополчение, добровольцами и по призыву. В августе 70 человек, включая А.Ф. Иоффе, были эвакуированы в Казань. 103 сотрудника остались в Ленинградском филиале ЛФТИ, который возглавил профессор Павел Павлович Кобеко, которого называли «блокадным директором». С потерей Шлиссельбурга 8 сентября 1941 г. началась 900-дневная блокада Ленинграда. Работа Ленфилиала ЛФТИ была переключена с проведения НИР на выполнение производственных заказов для обороны Ленинграда. Для этого вместо лабораторий была создана система мастерских.
В первые 2 недели с начала функционирования Дороги жизни по льду Ладожского озера в ноябре 1941 г. было потеряно около 100 машин из-за непонятного разрушения льда. В Ленфилиале ЛФТИ были разработаны и изготовлены около 50 приборов для автоматической записи колебаний льда («прогибографов»). С их помощью выяснили, что причиной является резонанс при совпадении скорости машин и распространения волны подо льдом, а также эффект интерференции волн. Были разработаны строгие Правила дорожного движения для всех участков: скорость, интервалы между машинами и колоннами. В результате Дорога функционировала без аварий до 24 апреля 1942 г. при толщине льда порядка 10 см.
Неоценимую пользу защитникам Ленинграда принес антибактериальный «Препарат П» для лечения газовой гангрены, разработанный сотрудниками ЛФТИ С.Е. Бреслером и М.В. Гликиной. Его вырастили из почвенных бактерий в блокадном Ленинграде и успешно применяли в крупнейшем эвакогоспитале № 1170. Смертность от газовой гангрены была снижена вдвое. При сравнении с пенициллином в 1944 г. Препарат П показал лучшие антибактериальные свойства.
В холодную зиму 1941/42 г. на фронтах стал повсеместно выходить из строя высокочастотный кабель на основе английского полистирола, который использовался в системах автоматического наведения зенитных орудий. Производство кабеля было налажено в блокадном Ленинграде на заводе «Севкабель» под руководством П.П. Кобеко на основе созданного им перед войной полимерного изоляционного материала – эскапона. Из Ленинграда кабель развозился и по другим фронтам.
Пример ЛФТИ иллюстрирует огромный вклад, который внесли в героическую оборону Города в 1941-44 г. ленинградские ученые. А.Ф. Иоффе вспоминал: «Нигде и никогда я не видел таких стремительных темпов перехода научных идей в практику, как в Ленинграде в месяцы войны».
Характеризуя подвиг ученых Ленинграда в 1941-44 г., А.Ф. Иоффе писал: «С первых же дней Отечественной войны ленинградские ученые отдали себя целиком служению обороне. Сотни изобретенных новых боевых средств посыпались из лабораторий и заводов… Нигде и никогда я не видел таких стремительных темпов перехода научных идей в практику, как в Ленинграде в месяцы войны… Работа филиала (ЛФТИ), тесно связанная с требованиями Ленинградского фронта, дала много ценного и для обороны Союза в целом.»
Вместе с другими тружениками тыла и бойцами Ленинградского фронта многие из них были награждены медалью «За оборону Ленинграда», чем заслуженно гордились. Но время неумолимо сокращает число живущих с нами героев и скоро эти медали навсегда останутся лишь в семейных архивах…Но, наверное, скорбная память и Блокаде и героическом подвиге ленинградцев не должна исчезнуть! Носителями этой памяти могли бы стать несколько десятков существующих по сей день организаций и предприятий Ленинграда, работники которых своим трудом внесли весомый вклад в Победу, будь эти организации и предприятия награждены этой медалью (ниже приведен не претендующий на полноту список). Такая практика существовала ранее, но была отменена в 2010 г., да и не относилась к медали «За оборону Ленинграда», а, как правило, к орденам Ленина и Трудового красного знамени. Представляется, что восстановление этой практики применительно к медали «За оборону Ленинграда» явилось бы исключительно важным для сохранения исторической памяти и патриотического воспитания молодежи в условиях современной России.
Приложение: Список ныне существующих предприятий и организаций Ленинграда, широко известных своим героическим трудом в годы Блокады (не претендует на полноту):
● Дом Радио ● Завод «Электросила» им. С.М. Кирова ● Ленинградский металлический завод (ныне ОАО «Силовые машины») ● Кировский завод ● Сталелитейный завод «Большевик» (ФГУП «Государственный Обуховский завод»)● Ленинградское трамвайно-троллейбусное управление («ФГУП Горэлектротранс») ● Невский машиностроительный завод им.В.И.Ленина (входит в состав ЗАО «РЭП Холдинг» ● Государственный Эрмитаж ● Ижорский завод ● «Ленводопровод» (ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» ● Завод полиграфических машин (ОАО Ленполиграфмаш) ● Ленэнерго ● Молочный комбинат №1 (Комбинат «Петмол») ● Ленавтотранс (ФГУП «Пассажиравтотрас») ● Топливно-энергетическое управление Ленгорисполкома («ГУП ТЭК Санкт-Петербург») ● Военно-медицинская академия ● Ленинградский монетный двор («Санкт-Петербургский монетный двор Госзнака») ● Ленинградский физико-технический институт («Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе Российской академии наук») ● Ленинградская филармония («Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича») ● Адмиралтейский завод (АО «Адмиралтейские верфи») ● Красный треугольник (ОАО «Красный треугольник») ● Завод «Арсенал» (ОАО «Машиностроительный завод Арсенал») ● Фабрика «Пролетарская победа» (Обувная фабрика «Пролетарская победа») ● Хлебозаводы блокадного Ленинграда (6) ● Сестрорецкий инструментальный завод им. С.П. Воскова (работал в Смольнинском районе) ● Завод «Светлана» (ПАО «Светлана») ● Ленинградские авторемонтные заводы №1 и №2 ● Пролетарский паровозоремонтный завод (ОАО «Пролетарский завод»)
С изложением автора истории ФТИ можно познакомиться в [1 - 3].
1. Забродский А.Г. УФН. 2013. Т. 183. С. 518 – 528.
2. Забродский А.Г. Природа. 2018. № 9. С. 4 – 11.
3. Забродский А.Г. В мире науки. 2018. № 12. С. 4 – 15