12 декабря этого года в Москве по адресу ул.Достоевского, д. 3 состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски Герою Советского Союза, заслуженному военному лётчику Российской Федерации, генерал-полковнику авиации Николаю Тимофеевичу Антошкину.
На церемонии присутствовали представители мэрии города, республики Башкортостан, Национального конгресса татар (НКТ), ветераны ВВС СССР и России, дочь и жена летчика, жители города, президент НКТ Рустем Ямалеев, дочь Героя Елена Антошкина и многие другие.
Вот что сказал «Аргументам недели» президент НКТ Рустем Ямалеев:
- Я познакомился с Николаем Антошкиным на заседании офицерского собрания, которое занимается патриотическим воспитанием молодых ребят. Они учатся у старших товарищей хорошим качествам, например, добросовестному отношению к работе, честности.
Кроме того, национальный конгресс татар и тюркских народов в рамках реализации своего нового масштабного патриотического проекта возродил Клуб Героев и генералов. Основная деятельность клуба направлена на воспитание патриотизма среди подрастающего поколения. В этих целях организуются встречи в школах и учебных заведениях Москвы и других городов России. Сейчас клуб при «Штабе татар» объединяет Героев России и Героев Труда России. Почетным членом клуба являлся и Николай Антошкин.
Я запомнил его, как настоящего профессионала своего дела, патриота России. Это был человек широкой души, не чванливый, несмотря на большие звезды, простой и доступный в общении.
Верность армии и авиации
Антошкин Николай Тимофеевич родился 19 декабря 1942 года в мордовской деревне Кузьминовка Федоровского района (Башкортостан), в крестьянской семье.
У родителей Николая Тимофеевича было восемь детей. На следующий день после рождения Николая отец вернулся с фронта тяжело раненным. Когда семья Антошкиных переехала в город Кумертау, Николай пошел учиться в среднюю школу № 1, затем учился в школах № 4 и № 10.
В 1961 году юноша отправил документы сразу в два учебных заведения – военное авиационное и строительное училища. Приняли в оба. Николай Антошкин выбрал военную стезю. В августе 1961 года он надел форму курсанта Оренбургского Краснознамённого высшего военного авиационного училища летчиков имени И.С. Полбина. И с той поры Николай Антошкин до конца своей жизни остался верен армии и авиации.
Испытание Чернобылем
Весной 1985 года Н.Т. Антошкин был назначен начальником штаба ВВС Киевского военного округа. В 1986-ом, после аварии на Чернобыльской АЭС, ему пришлось действовать в обстановке, идентичной ядерной войне. Он в первый же день после катастрофы оказался на месте. Как позже вспоминал Николай Тимофеевич, утром 27-го апреля на Ми-8 вместе с членами правительственной комиссии они совершили облет реактора. Рассказывал, что внизу увидели малиновое свечение, активная зона была раскалена. Бортовой рентгенметр с максимальной отметкой на шкале в 500 рентген в час зашкаливал…
Чтобы прекратить выбросы в атмосферу радиоактивных аэрозолей, требовалась многослойная защита. С земли к 4-му энергоблоку нему было не подступиться. Решено было «пломбировать» реактор толстым слоем песка, смесью из борсодержащих веществ, свинца и доломитовой глины с воздуха. Эту функцию возложили на вертолетчиков. Антошкин стал руководить действиями сводной авиагруппы.
Николай Тимофеевич вспоминал, что в первые дни они с замминистра среднего машиностроения и замглавы правительства Украины сами набивали мешки песком, нагребая его прямо на берегу реки, у пристани. Поверх формы у Антошкина был надет легкий летный комбинезон, на лице — лепесток респиратора. Партийные работники работали прямо в парадных костюмах и модных штиблетах.
Вертолетчики потом проходили над реактором на высоте 200 метров, и борттехник, привязанный для страховки тросом, сбрасывал из грузовой кабины вниз мешки с песком. Когда груз достигал цели, радиоактивность подскакивала до 1500–1800 рентген в час.
Антошкин сам по нескольку раз в день проходил на вертолете над аварийным реактором. Вспоминал, что респираторы у них у всех были красными от выбросов радиоактивного йода. Обмундирование покрыто слоем радиационной пыли. Вертолеты взлетали и садились каждые 30 секунд. В день экипажи порой совершали по 33 вылета.
Генерал практически не выезжал из штаба, организовал засыпку кратера, решал возникающие вопросы до 5 мая. И тут произошло, наверное, единственное в карьере лётчика Антошкина отстранение от должности.
Несмотря на возражения, приказом командующего Киевского округа генерал-майор Антошкин был отстранён от выполнения обязанностей командира авиационной группировки в связи с большой дозой (свыше 25 рентген) радиоактивного излучения.
Когда самого Николая Трофимовича госпитализировали в Киев, то возле него не могли стоять даже врачи - от Антошкина шел зашкаливающий радиационный фон. Счётчик измерения излучения при нахождении возле лётчика-генерала жужжал и готов был взорваться. Медики в течение месяца вымывали из крови ликвидаторов соли урана и плутония, многократно заменяя кровь.
Когда напичканному витаминами и снотворным Антошкину стало уже полегче, то он надел свой мундир и сбежал из госпиталя через забор. Он не ушёл из зоны, а продолжал руководить вертолётными частями уже как начальник штаба ВВС округа.
5 мая 1986 г пожар был локализован. 24 декабря 1986 года генерал-майору авиации Антошкину Николаю Тимофеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за большой личный вклад в успешное проведение работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, устранение её последствий и проявленные при этом мужество и героизм.
Кроме того, за разработку методики тушения и закрытия аварийного реактора с воздуха в Чернобыле Международная академия наук Сан-Марино присвоила Н.Т. Антошкину ученую степень доктора военных наук и звание профессора.
В 1998 году Антошкин ушел в отставку в звании генерал-полковника, не согласившись с сокращением и объединением ВВС и Войск ПВО Вооружённых сил Российской Федерации.
Антошкин был депутатом Государственной думы VI и VII созывов. Во время работы в нижней палате парламента выступил соавтором более 40 законодательных инициатив и поправок к проектам федеральных законов.
В городе Кумертау Республики Башкортостан его именем названы улица и гимназия № 1, а на здании школы, в которой он учился, установлена мемориальная доска. Имя Николая Тимофеевича носит также школа в селе Кузьминовка.
Антошкин умер в январе 2021 года на 79-м году жизни после осложнения во время эпидемии Ковид. Он был похоронен на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищах.
Николай Тимофеевич Антошкин был профессионалом высочайшего класса, принципиальным и волевым, мужественным, сильным духом человеком, чей вклад в развитие обороноспособности нашего государства трудно переоценить.