Как свидетельствуют документы последних лет царской власти в России, Первую мировую войну можно было остановить задолго до 1918 года. Об этом в 1915 году в письме императору писала фрейлина Мария Васильчикова. Она предлагала заключить сепаратный мир с немцами и австрийцами, мотивируя тем, что именно в этих странах русских любят как нигде больше. Тогда ещё ничего не было окончательно решено, император Николай II мог стать тем правителем, который остановит потоки крови. Касаемо практических выгод, фрейлина писала о согласии обеспечить российским судам свободный проход из Чёрного в Средиземное море.
Как и следовало ожидать, монарх оставил это письмо без ответа (не мог же он полагаться на суждения 56-летней Маши!). Несмотря на это, Васильчикова снова пишет царю из Берлина после встречи с заинтересованными лицами об имеющейся возможности. В обоснование приводила те же доводы, добавляя, что иначе на континенте произойдёт закрепление позиции Англии, а Россия останется ни с чем. Кроме того, в продолжении войны она усматривала угрозу для власти династии Романовых (кто бы мог подумать, что её пророчества сбудутся). Сильная Россия – залог безопасности Европы, писала фрейлина. И в подтверждение ссылалась на министра иностранных дел фон Ягова. Но и это письмо осталось без внимания.
Васильчикова проявляет настойчивость, и в конце декабря 1915 года едет с подтверждающими из Германии письмами в Россию. Она считала, что может вернуть мир на европейский континент. Последовал скандал, её обвинили в шпионаже, предложения Германии даже не стали рассматривать. Саму же Васильчикову император назвал негодяйкой, которая могла таким образом скомпрометировать всю семью. И хотя после этого Васильчикову приняли в Царском селе, судьба её была предрешена. У неё отобрали все регалии, после чего отправили в имение в Черниговской губернии, где она и проживала до октября 1917 года. И только когда началась смута, она смогла выехать в своё поместье в Австрии, где и проживала до конца дней.
Данные события наглядно показывают, что подчас монархи и стратеги могут ошибаться, а истина остаётся за теми, от кого её не приходится ожидать. Порой кажется, что не в силах малозаметной персоны изменить ход событий, что нет никаких шансов на это, но пример Марии Васильчиковой наглядно показывает обратное. Да, у неё не получилось задуманное, она не смогла достучаться до монарха, но сделала всё возможное. А если бы он прислушался к её доводам, вполне возможно Россия и по сей день оставалась бы процветающей страной под управлением династической монархии...