Спустя 30 лет после ГКЧП октября 1993 года и последовавших за ним расстрела Белого Дома, проведения досрочных парламентских выборов и принятия новой Конституции многие до сих пор задаются вопросом: в чём же была ошибка президента Ельцина, приведшая к этим трагическим событиям, и можно ли их было избежать?
В основе конфликта лежала легитимность Верховного Совета, которая к 1993 году казалась явно неоднозначной. На выборах 1990 года народные депутаты были избраны прямым, равным и всеобщим голосованием. Но выборы в состав съезда проводились ещё до отмены статьи 6 Конституции, в результате чего 86% депутатов являлись членами КПСС. Таким образом, говорить о реальной представительности ВС не приходилось. И это резко контрастировало с легитимностью Бориса Ельцина, избранного на пост президента всеобщим голосованием в марте 1991 года.
Это можно было бы исправить осенью 1991 года после провала августовского путча. Но тогда парламент поддержал Ельцина в борьбе с путчистами, и ему было явно не с руки инициировать роспуск Верховного совета. Кроме того, ряд других насущных проблем требовал скорейшего принятия юридических норм, которые позволили бы запустить механизмы функционирования рынка и реформ в отраслях экономики. Поэтому основное внимание президента было сосредоточено на скорейшем формировании нового состава Кабмина с целью проведения либерализации. И, как выяснилось позднее, отказ от организации новых выборов в Парламент стал ошибкой, приведшей к событиям 1993 года.
Результатами проведённых в 1992 году реформ стали галопирующая инфляция, невыплата зарплат, закрытие предприятий, бюджетный кризис и пр., что повлекло недовольство людей и чем не замедлили воспользоваться депутаты из числа противников реформ, которых в составе ВС было большинство. И в результате этого в декабре 1992 года Гайдар был снят с должности премьера. Но на этом они не остановились, последовала неудачная попытка вынесения импичмента Ельцину, а на референдуме 25 апреля 1993 года большинство избирателей выразили доверие главе государства. Более того, подавляющее большинство (более 67%), пришедших на голосование, высказались за новые досрочные выборы в ВС, но поскольку для их организации необходимо было большинство от списочного количества избирателей, Парламент тогда устоял. Но сигнал был дан ясный: необходимы досрочные выборы.
Последовала острая фаза противостояния, завершившаяся событиями октября 1993 года. Но несмотря на победу над путчистами, организацию досрочных парламентских выборов и новую конституцию, по которой у президента стало значительно больше полномочий, популярность главы государства с тех пор неуклонно шла вниз.
Можно по-разному оценивать события 1993 года и последовавших шести лет, но ясно одно: страна получила бесценный опыт демократии.