В Великой Отечественной войне было много битв, повлиявших на её ход. И противостояние на Курской дуге яркая иллюстрация сказанному. У многих оно ассоциируется с танками, артиллерией. Однако и в воздухе развернулась отчаянная борьба. Вот как о ней отзывались немцы.
Одним из самых известных лётчиков в годы войны был Ганс-Ульрих Рудль. Он провёл значительную часть времени за штурвалом пикирующего бомбардировщика Ю-87, прозванного «Штукой». Побывал он и на Курской дуге.
Первый его вылет там запомнился боевыми потерями в рядах сослуживцев. И Рудль не имел окончательного представления, почему произошла гибель лётчиков. С одной стороны, была отмечена сила советской противовоздушной обороны. Однако Рудль не исключил и проявление диверсии со стороны подпольщиков, которые снабжали самолёты минами замедленного действия.
Интересно, что немецкие пилоты гибли не только в воздухе, но и на земле. Людям нужен был ночной отдых, и они проводили его в палатках и специальных каменных строениях. Но советские самолёты совершали регулярные рейды на аэродром гитлеровцев в районе Орла. Естественно, что бомбардировки влекли за собой и жертвы.
Пилоты гибли и по иным причинам. Например – это неправильно выбранный курс или допущенные ошибки за штурвалом. Причём они случались даже у опытных представителей люфтваффе. Как бы там ни было, постоянные потери способствовали упадочным настроениям.
Своими воспоминаниями поделился и генерал-лейтенант Вальтер Швабедиссен. Ему принадлежит книга о «Сталинских соколах». Немец утверждал, что в 1943 году в ходе наступления превосходство было за советской авиацией. В свою очередь самолёты люфтваффе имели только локальные кратковременные успехи.
Швабедиссен лестно отозвался о лётчиках Красной Армии и её технике. Так, было отдано должное действиям штурмовой авиации, самоотверженности, храбрости и дисциплинированности экипажей. Отдельной похвалы удостоился и штурмовик Ил-2. Генерал отозвался о нём, как о законченном проекте, готовом выполнять свои специфические задачи.