Уже после окончания Второй мировой войны ядерное оружие стало самой страшной угрозой для мира. Проводимые периодически испытания привели к тому, что в продуктах питания стала наблюдаться повышенная концентрация радиоактивных веществ. А в марте 1962 года мир встал на пороге ядерной войны.
Тогда генсек ЦК КПСС Н.С. Хрущёв стал искать возможные пути добиться, по крайней мере, запрета испытаний оружия массового уничтожения. Но ситуация изменилась с Карибским кризисом. Тогда стала понятна необходимость появления законодательных норм, регламентирующих испытания.
В частности, Никита Сергеевич отправил Джону Кеннеди письмо с инициативой по установлению международного контроля за ядерными испытаниями. Для этого предлагалось соорудить на границах двух крупнейших сверхдержав сейсмические станции для соответствующих наблюдений. Так начался длительный переговорный процесс, к которому присоединилась в 1963 году Великобритания. К широкомасштабным дипломатическим манёврам подключился даже Папа Иоанн XXIII.
В итоге 5 августа 1963 с участием СССР, США и Великобритании был подписан трёхсторонний договор касательно запрещения испытаний ядерного оружия в воздухе, космосе и в водных глубинах. Спустя время к соглашению стали присоединяться и другие страны. Против оказался лишь Китай.
Заключению договорённостей способствовали и секретные директивы, в которых упоминались тогдашний глава МИД СССР А.А. Громыко, министр обороны Р.Я. Малиновский, а также председатель комитета по среднему машиностроению Е.П. Славский. В таких документах было в частности указано, что Запад выступает против полного запрета на испытания ядерных вооружений. Если же говорить о подземной стороне, то СССР не против при условии наличия высокоточных средств обнаружения.