Карл Маркс стал сегодня на Западе персонажем поп-арта, а к его юбилею выпустили купюру достоинством 0 евро. Самое смешное, что неоднократно мутировавший марксизм как никогда близок к триумфу в насквозь капиталистической Америке.
Немолодые экономисты, которые в советские годы изучали «Капитал» принудительно, признают, что это на редкость скучное и растянутое чтиво. 99, 9% людей, утверждающих, будто они его прочли, на самом деле кривят душой. А среди пролетариев людей, способных эту штуковину понять, думается, вообще не было. Тем не менее именем Маркса совершались революции, ему ставили тысячи памятников и переиздавали труды нечитабельного классика миллионными тиражами. Социалисты на Западе ссылаются на них до сих пор.
Специалисты, которым поневоле пришлось изучать Маркса в вузе, ценят классика больше за второстепенные вещи. Например, он впервые показал, как экономика определяет изменения в социуме, как борьба трудящихся вынуждает работодателя к переменам.
«Карл Маркс был довольно мерзким типом», – признаёт одна из его биографов Сильвия Назар. Сын богатого адвоката из Трира откосил от армии по слабости здоровья, которое совсем не мешало ему на протяжении всей жизни не вылезать из кабаков, нагружаясь вином, пивом, ликёрами, и не выпускать из рук сигару. Во время обучения Карла в университетах Бонна и Берлина его отец в отчаянии писал: «Как будто бы мы были сказочно богаты, мой сын всего за один год потратил почти 700 талеров, в то время как дети самых богатых родителей тратят менее 500». При этом Маркс почти не ходил на занятия и прогулял даже выпускной экзамен в Берлинском университете, диплома которого так и не получил (доктором философии стал позже в Йене).
За революционную деятельность Маркса последовательно выдворяли то из Парижа, то из Брюсселя, пока он в 1848 г. не осел в Лондоне, где прожил большую часть жизни. При этом он толком не учил английский язык. Его круг общения был ограничен узкой прослойкой иммигрантов со сходным образом мысли. Великий ум не встречался и не вступал в переписку с корифеями: Чарльзом Дарвином, Гербертом Спенсером, Джоном Стюартом Миллем, которые жили от него в шаговой доступности в районе Пикадилли. Он и работу не искал, даже когда семья его бедствовала, а умершую дочь было не на что хоронить.
Это важные штрихи к атмосфере, в которой рождалась важнейшая социально-экономическая идея в истории.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».