Летчик-испытатель Борис Юмашев: Главное в жизни – не быть подлецом
1 марта 2023, 15:33 [«Аргументы Недели», Валерий Агеев ]
Опытный аэродром. Летчики-испытатели. Неискушенному человеку трудно разобраться в клубке противоречивых и фантастических слухов, окружающих этих людей, отличить правду от вымысла, прочувствовать прозу будней и романтику их труда, объективно оценить их поступки и жизнь, полную тревог и опасностей, жизнь в которой было все, кроме покоя. О двух из них, заслуженных лётчиках-испытателях СССР, Борисе и Юрие Юмашеве, наш рассказ.
Небольшое вступление
91 год назад, 29 февраля 1932 года, в Москве родились два брата-близнеца – Борис и Юрий Юмашевы. Уникальный случай – они оба стали заслуженными лётчиками-испытателями СССР. Вот только жизненный путь у каждого был свой…
Их отец – Иван Сергеевич Юмашев (1895–1969) в годы Гражданской войны был начальником бронетанковых частей 25-й стрелковой дивизии, которой командовал легендарный В.И.Чапаев. Затем до 1924 года служил в должности губернского военного комиссара. После увольнения из армии был управляющим трестом «Мосавтогруз».
В годы Великой Отечественной войны с 6 июля 1941 года служил в Московском народном ополчении командиром автороты, а затем майор И.С.Юмашев был помощником командира 1385-го зенитного артиллерийского полка по технической части. Награждён орденом Красной Звезды.
С 1938 года семья Юмашевых жила в доме 14/16 по улице Земляной Вал. В этом же доме жили В.П.Чкалов и члены его экипажа – Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков. Наверное, именно это соседство подвигло братьев Юмашевых в авиацию.
Первым авиатором в семье стал старший брат – Владимир Иванович Юмашев (07.09.1926–01.03.1957). В сентябре 1942 года, приписав себе год, он добровольно ушёл в армию, окончил Николаевское военно-морское авиационное училище имени С.А. Леваневского и служил в нём лётчиком-инструктором. Уволился из армии в звании капитана 22 мая 1954 года. Преждевременно ушёл из жизни 1 марта 1957 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.
Вместе по жизни
Следом за старшим братом авиацию выбрали близнецы Борис и Юрий. В 1947 году они начали обучение в Московской спецшколе ВВС. Юрию военные порядки в спецшколе не очень понравились, и вскоре он вернулся в обычную среднюю школу. В итоге 1951 году Борис окончил Московскую спецшколу ВВС, а Юрий – 10 классов средней школы в Москве. Далее их пути больше не расходились.
В августе 1951 года братья Юмашевы поступают в Энгельское военное авиационное училище лётчиков (которое располагалось в Тамбове) и успешно оканчивают его в 1954 году. Затем – служба в бомбардировочном авиационном полку в Ленинградском военном округе.
Однако близнецы мечтали быть не просто военными лётчиками, а лётчиками-испытателями. Но для поступления в Школу лётчиков-испытателей необходимо было уволиться из армии. Это был тяжёлый выбор, но они пошли на такой шаг. В ноябре 1957 года старшие лейтенанты Юмашевы уволились в запас и уехали в Жуковский.
В июне 1959 года, после успешного окончания Школы лётчиков-испытателей ЛИИ, они получили назначение в ОКБ-23, которым руководил Владимир Михайлович Мясищев. В качестве вторых лётчиков принимали участие в испытаниях стратегических реактивных бомбардировщиков 3М, М-4 и их модификаций.
29 октября 1959 года Борис установил (вторым пилотом) 10 мировых авиационных рекордов грузоподъёмности на самолёте 3М (командиром экипажа был Борис Михайлович Степанов).
30 октября 1959 года Юрий установил (вторым пилотом) 7 мировых авиационных рекордов скорости на самолёте М-4 (командиром экипажа был Анатолий Семёнович Липко).
Однако летом 1960 года ОКБ-23 было закрыто. В августе 1960 года братья Юмашевы перешли на лётно-испытательную работу в Лётно-исследовательский институт, с которым была связана вся их дальнейшая биография.
Юрий Иванович Юмашев провёл большой объём испытательных работ на сверхзвуковом пассажирском самолёте Ту-144 в 1971–1973 годах, ряд сложных испытательных работ по тематике института на самолётах Ил-18, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, Су-15, Су-17, Су-24 и их модификациях.
Борис Иванович Юмашев провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях: по испытанию и доводке двигателей на Су-7, Су-9 и Су-11; лётные исследования устойчивости и управляемости на летающей лаборатории Су-7ЛЛ с изменяемыми характеристиками систем управления, а также ряд сложных работ по испытанию различного самолётного оборудования на самолётах Ан-12, Ан-24, Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ту-16, Ту-104, Ту-154, Як-40, Як-42 и их модификаций.
28 сентября 1965 года во время испытательного полёта на сверхзвуковом истребителе-перехватчике Су-11, который пилотировал Борис Юмашев, отказал двигатель. Лётчик не покинул самолёт, решив посадить его на аэродром. К сожалению, высоты не хватило, и самолёт совершил вынужденную посадку, совсем чуть-чуть не долетев до взлётно-посадочной полосы. Лётчик остался жив.
28 августа 1974 года Борису и Юрию Юмашевым было присвоено почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». 19 сентября 1977 года Борис Иванович был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
По страшному совпадению, в этот радостный для Бориса Ивановича день, в испытательном полёте на сверхзвуковом бомбардировщике Су-24 погиб его брат Юрий. Вместе с ним погиб заслуженный лётчик-испытатель СССР Владимир Арсеньевич Волошин.
Роковой полет
Вот что вспоминал об этом полете Герой России, заслуженный летчик испытатель РФ Александр Гарнаев:
Есть такая пилотажная фигура, которая положена в основу методики летных испытаний всех без исключения самолетов. Это вираж-спираль.
Надо сказать также, что виражи-спирали выполняются при хорошей видимости естественного горизонта, чтобы летчику не отвлекаться на пространственное ориентирование, особенно на выходе из режима...
Волошин ввел самолет в вираж-спираль на высоте 6000 метров, облака начинались на высоте около 2000 метров, а заканчивались - на 250-300 метрах.
Вот... уже облака... сейчас заканчивается режим... еще чуточку потерпеть... конец режима! Двигатели - норма... сначала уйти с угла атаки... убрать крен... а где же земля?... где?...А она появилась внезапно...
Боже, как мучается от удара земля... Погибли двое в одном самолете, а земле - гореть и покрываться язвой пожарища с нелепо улетевшими вперед двигателями, непонятной паутиной проводов на опаленном кустарнике и беспорядочной свалкой разбитых металлических ящиков, рваной, крученой и горелой стали...
Да вот на фоне предзакатного неба, у самого горизонта, отчетливей стали виднеться неровные зубцы крыш русского города. Это - Спас-Клепики, те, что в Мещере.
На календаре число - 19-е сентября 1977 года. Такие дни нереально долги... Мы еще разделяемся в летной комнате, кому ехать к Волошину, а кому к Борису Ивановичу Юмашеву, брату погибшего и тоже летчику-испытателю ЛИИ. Мне - к Юмашеву...
Помню искаженное состраданием лицо Елены Николаевны, жены Бориса Ивановича, непривычно молчаливых и посуровевших Валентину Волк и Людмилу Левченко, растерянного от наплыва незнакомых, огромного пса Чегета... Тот день закончился ощущением стыда, будто снова кто-то, на этот раз неконкретный, назвал... гладиатором, раз я не умею иначе зарабатывать на жизнь...
Что может быть горше и страшнее чем смерть друга или брата, еще час назад говорившего с тобой? Что может быть вообще нелепее смерти? Еe можно принять как что-то совершившееся, но нельзя понять ни разумом, ни тем более сердцем, хотя каждый из нас видел на своем веку немало смертей. Но все равно смерть не укладывается в наше сознание, в рамки наших представлений о человеке. Она, как вполне конкретнее и объективное явление, все таки выглядит абстракцией, недоступной и непонятной всем нам.
Но даже смерть не может остановить жизни. И погрустив, простившись с товарищами, зажав душу в железные тиски от невозвратности утерянного, летчики возвращались к своим самолетам, чтобы закончить работу, прерванную гибелью друзей или родных.
За себя и за брата
Борис Иванович прожил долгую лётную жизнь... За время работы он освоил 126 типов самолетов, в том числе самолетов-истребителей, истребителей-перехватчиков, бомбардировщиков, пассажирских и транспортных самолетов, их модификаций, а также вертолетов. Провел комплекс сложных исследовательских работ и летных испытаний новой авиационной техники на предельных режимах полета.
В декабре 1982 г. руководством ЛИИ и Министерства авиационной промышленности Борис Иванович был представлен к званию Герой Советского Союза, но из-за гибели экипажа самолета Ту-134, командиром которого был единственный оставшийся в живых летчик-испытатель Виктор Хатковский (муж С.Е.Савицкой), документы на присвоение звания не были отправлены в ЦК КПСС, так как Б.И.Юмашев в то время являлся заместителем начальника комплекса по летным испытаниям.
Покинув ЛИИ им. М.М. Громова, Б.И. Юмашев с 1991 по 1997 г. работал пилотом в авиакомпании "Добролет", выполняя полеты на самолете Ил-76 миссии ООН и Международного Красного Креста по оказанию срочной гуманитарной помощи в страны, терпящие бедствия и районы военных действий.
С 1997 г. был инспектором по авиационной безопасности полетов, а также помощником депутата Государственной Думы ФС РФ.
Б.И.Юмашев очень любил Большой театр, особенно балет, часто посещал постановки Малого театра, ходил в консерваторию. Свободное время предпочитал проводить на даче и у автомобиля. Жизненное устремление - не оказаться за бортом жизни.
- Главное, - считал Борис Иванович, - не быть подлецом и бороться с трудностями. Жизнь удивительна и прекрасна в своем проявлении радости и огорчения, трудностями, которые она преподносит, встречами с настоящими, замечательными людьми.
Борис Юмашев умер 26 июля 2002 года. Все трое братья Юмашевы похоронены в Москве на Новодевичьем кладбище. Скульптор Виктор Петрович Бокарев сделал красивый надгробный памятник – три вертикальных пилона с бронзовыми барельефами братьев.