Распад Югославии, вызванный политикой деспотического режима Слободана Милошевича, привёл к фатальным последствиям и к жестокому кровопролитию на Балканах. Югославские войны, спровоцировавшие масштабные этнические чистки и многочисленные военные преступления, надолго запомнились для жителей Восточной Европы. В них принимали участие не только сербы и окружающие их народы Югославии. На той или иной стороне нередко сражались различные добровольческие формирования. Некоторые из них были осуждены собственными правительствами. В пример можно привести бойцов Греческой Добровольческой Гвардии, которые бились на стороне боснийских сербов.
Это формирование было небольшим, но при этом очень хорошо организованным. Его солдаты принимали участие во многих сражениях Боснии и пользовались благосклонностью известного военного преступника генерала Ратко Младича. Они же сражались и во время резни в Сребренице. Считается, что члены организации отметились во время расправ над мирными жителями, боснийскими мусульманами. За это они и получили потом общественное порицание, а в Греции, уже в 21-м веке, их признали недостойными чести. Правда во время Боснийской войны об их злодеяниях ещё толком не знали. Всё вскрылось намного позднее, когда режим Милошевича прекратил своё существование.
Первая группа добровольцев, прибывшая в Боснию в 1993 году, не превышала по численности 30 человек. Но два года спустя прибыло ещё больше греков, и отряд пополнились сотней бойцов. Преимущественно – это были греческие радикалы, связанные с местными неофашистскими организациями. Многие из них состояли в «Хриси Авги» или «Золотой Заре», неонацистских и экстремистских преступных группировках. Генерал Младич часто покровительствовал разного рода радикалам, так как считал их полезными для борьбы с врагами. Греческая Добровольческая гвардия благополучно вошла в состав Дринского корпуса ВС Республики Сербской. Они получили собственную символику – белого двухглавого орла на чёрном фоне.
Во главе отряда стояли сербские офицеры, которые отдавали приказы от имени Младича. Большинство участников группировки объясняли свои преступления «необходимостью помощи православным братьям». Напомним, что боснийцы были в большинстве своём мусульманами, и тоже прибегали к радикальным мерам борьбы. Покровительство греческим «гвардейцам» оказывал и Радован Караджич, возглавлявший тогда Республику Сербскую, и по мнению некоторых политологов, напрямую исполнявший волю Слободана Милошевича. Добровольческая гвардия известна тем, что, по инициативе генерала Младича, подняла в Сребренице греческий флаг.
Что до военных преступлений, то по утверждению боснийских мусульман, греческие добровольцы активно содействовали этнической чистке. Часть греческих священнослужителей поддерживала группировку и давала наставления. Общественность осудила Добровольческую гвардию уже с наступлением 21-го века. Боснийская война закончилась поражением сил Республики Сербской в 1995 году, а спустя 6 лет от режима Милошевича не осталось и следа. Зато репутация добровольцев была достаточно негативной, и это отразилось на всей Греции. В 2005 году этот вопрос на высшем уровне подняли греческие политологи и журналисты.
В нынешние дни участие добровольцев в Боснийской войне поддерживают лишь греческие ультра-националисты. По их мнению, это было верным решением для борьбы с «наследием османов» и «исламской агрессией». Но в центральной политике Греции боевые действия в Боснии осуждают. Членов Добровольческой Гвардии никак нельзя назвать героями, скорее наоборот – они являются мрачным пятном на всей истории греческого государства.