Весь мир оценивает косовского лидера Ибрагима Ругова крайне неоднозначно. Одни считают его слабым руководителем, другие – вторым Махатмой Ганди, третьи – освободителем, а четвёртые - террористом. Первый президент частично признанной республики Косово запомнился всем, как невероятно яркая и в то же время противоречивая личность. Вышел он из учёных и писателей. В отличие от многих косовских руководителей, Ругова не был военным или силовиком. Он являлся скорее человеком науки. И именно он основал Демократическую Лигу Косово в 1989 году, поставившую крест на многих планах Слободана Милошевича. Но почему его так часто называют именно «косовским Ганди»?
Всё дело в том, что пока албанские радикалы призывали к насильственному свержению деспотического режима Милошевича в Югославии и к отделению края с помощь оружия, Ругова открещивался от этого пути. Безусловно, его главной задачей заключалась в том, чтобы добиться независимости Косово от остальных стран и в последующем создании суверенной республики. Но он выступал категорически против всяких насильственных действий и кровопролития. Можно сказать, что он был идеологом «мирной революции», как в свою очередь и Мохандас Ганди. Ганди ведь тоже призывал прекратить истребление англичан, сожжение британских поселений и масштабные нападения на религиозной почве. И всё же он продолжал бороться, и в итоге достиг своей цели.
Ругова же считался едва ли не главным врагом Милошевича и выстроенной им системы. Например, Ибрагим прославился тем, что выступил весьма резко против решения югославского лидера о прекращении автономии Косово. Сыграла свою роль и ненависть сербских представителей к косовским албанцам. А албанцы в свою очередь ответили тем же. На территории края начались межэтнические столкновения. Это произошло ещё в конце 80-х. Ругова тогда возглавлял Союз писателей Косово. Он был одним из тех, кто подписал «Обращение косовских интеллектуалов» или проще говоря, местной интеллигенции, которая выступила против изменений Милошевича. За это Ибрагима немедленно исключили из Коммунистической партии и подвергли травле.
В декабре 1989-го литератор вместе с рядом других косовских политиков основали Демократическую лигу, как средство противодействие политике Белграда. Новая партия имела головокружительный успех. За несколько месяцев в неё вошло не менее 700 000 человек. Лига создала подобие «теневого правительства», которое было намерено объявить о независимости края. Деятельность партии финансировалась из-за рубежа и активно поддерживалась властями Албании. Милошевич боялся раскола и усилил давление на регион, приказав своим бойцам нещадно пресекать любые проявления сепаратизма. Впрочем, это ему никак не помогло. Югославия уже вступила в период своего распада.
Ибрагим Ругова был избран президентом Косово в мае 1992 года, но это скорее де-факто, так как до объявления частично признанного суверенитета было ещё далеко. Тогда по всей Югославии шли кровопролитные бои. Страна в буквальном смысле разваливалась на части. Противостояние с диктатурой Милошевича вылилось в масштабные военные преступления с обеих сторон. Поэтому некоторые аналитики считают, что в югославском конфликте правых не было вовсе. А Ругова продолжал поддерживать ненасильственный путь к освобождению даже тогда, когда его ближайшие соратники превратились в радикалов-террористов и основали Армию Освобождения Косово. Его не раз критиковали даже собственные сторонники.
Позднее Ругова едва не уничтожил свою репутацию из-за конфликта с радикалами. Он продолжал стоять на своём, заявляя, что косовцы не должны прибегать к убийствам, похищениям и террору. Но ближе к началу 21-го века ему удалось восстановить общественное уважение, хоть и не на сто процентов. Уже в октябре 2000 года во время выборов в Косово Демократическая Лига одержала победу, набрав 58% голосов. А вот радикалы и боевики с экстремистской направленностью из Демократической Партии Косово не набрали и 30%. В марте 2002-го правительство региона назначило Ругова президентом «на официальной основе». Он по праву считается самым первым руководителем республики Косово.