Ночной Париж конца 20-х годов прошлого века. Это задумчивое лицо водителя такси знакомо многим тогдашним путешественникам на край ночи. На соседнем с водителем месте лежит очередная книга. Этот человек – странный для обитателей парижского дна, с чересчур литературной французской речью, то молчаливый, то насмешливый – Гайто Газданов.
Газданов родился 6 декабря 1903 года в Санкт-Петербурге в семье лесничего. Когда мальчику было 4 года, он вместе с семьей покинул Петербург: по долгу службы отцу приходилось часто менять места обитания. Поэтому за свои 15 лет Гайто успел пожить, не считая города на Неве, в Сибири, Беларуси, Тверской, Полтавской губерниях, в Харькове. В 16 лет бросил учебу в харьковской гимназии, когда вступил в ряды добровольческой армии генерала Врангеля. В своем во многом автобиографическом романе «Вечер у Клэр» Газданов так объясняет причину вступления в ряды Белой армии: «Я хотел знать, что такое война, это было все тем же стремлением к новому и неизвестному. Я поступал в белую армию потому, что находился на ее территории, потому что так было принято; и, если бы в те времена Кисловодск был занят красными войсками, я поступил бы, наверное, в Красную армию». Год служил рядовым на бронепоезде. Впечатления об ужасе, увиденном на Гражданской войне, позже станут одними из важнейших элементов «Вечера у Клэр». В 1920 году Газданов в ходе Крымской эвакуации навсегда покидает родину. Прибывает в Турцию, затем переезжает в Болгарию, в город Шумен, где оканчивает русскую гимназию. В 1923 году оказывается в Париже. В этом городе и прошла большая часть нелегкой жизни эмигранта. Пять лет, прежде чем стать таксистом, работал мойщиком паровозов, портовым грузчиком, трудился сверлильщиком на автозаводе, также нанимался репетитором французского и русского языков. Бывало, в самые тяжелые времена Гайто вел жизнь бездомного, ночуя на скамейках на улице или в метро. В 1928 году писатель устраивается ночным таксистом и поступает на историко-филологический факультет Сорбонны, начинает совмещать учебу с работой.
В 1930 году выходит дебютный роман Газданова «Вечер у Клэр». Многие виднейшие критики Русского Зарубежья рукоплещут автору, М. Горький через общего вместе с Гайто знакомого, Михаила Осоргина, узнает о книге писателя, высоко оценивает ее и обещает посодействовать публикации произведения в СССР, но дальше обещаний дело не шло. Публиковать Газданова в России начали лишь в 90-е годы.
Прочитав этот материал, вы также узнаете:
- Гайто Газданов биография
- Гайто Газданов Вечер у Клэр
- Русская эмиграция в Париже
Темы памяти, воспоминаний, личностного восприятия мира - важнейшие темы, поднятые в «Вечере у Клэр», поэтому в эмигрантских кругах Газданова окрестили «русским Марселем Прустом», для творчества которого важнее всего были «движения души автора». Тем не менее, Гайто признавался, что не читал французского гения во время работы над своим романом.
Уже в 1931 году в эмигрантской газете «Последние новости» Г. Адамович, один из главных критиков Зарубежья, пишет: «Кто не совсем твердо убежден, что Сирин (псевдоним Владимира Набокова) будет новым Львом Толстым, а Газданов новым Достоевским, — тот пораженец». И, вправду, в одной из вершин творчества писателя, в романе «Ночные дороги», написанном под впечатлением от работы ночным таксистом, затронуты проблемы дна человеческой жизни, ее темных глубин – ключевые темы для произведений Федора Михайловича.
В 1932 году Гайто Газданов по приглашению Михаила Осоргина вступает в масонскую ложу «Северная звезда» и состоит в ней до самой смерти в 1971 году. В 1961 году писатель становится досточтимым мастером «Северной звезды» (главная должность ложи).
В годы войны Газданов вместе с женой остается в оккупированном гитлеровцами Париже, вступает в Сопротивление и в партизанскую бригаду, созданную советскими пленными. Также укрывает евреев в своем доме. Впоследствии в книге «На французской земле» Гайто отразил годы подпольной борьбы французских и советских партизанов с фашистским режимом.
Только в начале 50-х Газданов оставил работу ночного таксиста. Вышли в свет его романы «Возвращение Будды» и «Призрак Александра Вольфа», принесшие писателю материальную независимость.
Газданов мог затмить по популярности Владимира Набокова (своего главного соперника в литературе эмиграции), но этого не случилось, и он остался полузабытым писателем.