В криминальном мире принято величать друг друга не по имени, но почему-то лишь кличками, или, по-блатному - «погонялами».
Присвоение человеку «погоняла» - целый ритуал, в котором учитывается и статус «именинника», и его тюремные ходки, и наличие или отсутствие авторитета среди «братвы». В общем, тюремный псевдоним, как и тюремные наколки – несмываемая публичная часть биографии ее обладателя.
Так как многие наши отечественные олигархи по праву причислены к злостным расхитителям государственного добра (по-блатному – «барыги»), а некоторые из них успели за это от пуза и тюремной баланды похлебать, то по законам жанра они тоже получили свои вторые имена – те самые погоняла. О них и поговорим.
Бес в английском фраке.
О Борисе Абрамовиче Березовском, прозванном в народе сомнительной полуженской кличкой «БАБ», рассказано очень много. Но еще больше о нем не рассказано. Его знают сначала как удачливого бизнесмена, затем как обанкротившегося в «ноль» барыгу.
О нем говорят, как о гениальном математике, которому позавидовал бы и сам Лобачевский, но никто не держал в руках ни одного его учебника по этой науке даже для начальной школы. (А многие соратники язвили, что БАБ, дескать, синус вообще путает с косинусом. Интриговали? Или нет? – авт.).
Он считал себя сильным политиком, обзываясь «единственным реальным конкурентом Путина», хотя сам Путин при упоминании его фамилии, немедленно спросил: «А кто это такой?»
Всяко ругал коммунистов, хотя при этом часто выступал со своими статьями именно в их главном агитационном рупоре – «Советский России». Лукавил? Или нет?
В голос кричал, что новую Россию губит организованная преступность, хотя при этом не только прилюдно обнимался и целовался со многими ее лидерами, но и имел с ними же тесный сомнительный бизнес, часто – на крови, торгуя, например, нашими пленными солдатами в Чечне.
Уверял, что никогда не приблизит к себе человека с непрозрачной биографией и тут же пожизненно сделал своим главным подельником грузинского барыгу Бадри Патаркацишвили, имевшего среди тамошних воров в законе кличку Бадар, с которым «на паях» затем грабил Аэрофлот, АвтоВаз, оболванивал россиян через купленные СМИ и т.д.
За мошенничество и отмывание преступно нажитых бабок БАБа вожделели видеть не только в Генпрокуратуре РФ, но и прокуроры Швейцарии, Франции, Бразилии и Голландии, но его спасал английский паспорт.
Утверждал, что доживет до ста лет, но зачем-то повесился (или был удавлен насильно) 23 марта 2013 года в сортире особняка бывшей жены в возрасте 67 лет. Если это судьба, то конечно – злодейка.
Через тернии и бабки – к власти!
Несколько лет я был помощником Александра Коржакова, который о БАБе знал неимоверно много и этой информацией щедро делился и с журналистами, и со своим окружением. Многое, конечно, оставалось и в моей памяти и на диктофоне. Коржаков о Березовском:
«Березовский вообще проиграл мне по всем статьям… Я в 96-м был свергнут с должности начальника СБП, а он – с почестями на трон воздвигнут (заместителем секретаря Совета безопасности РФ, откуда уже через год его сняли – авт.).
В 97-м я был избран депутатом Госдумы, а его заместителем секретаря Совбеза Чубайс назначил (не Ельцин, тот вообще ничего в последние годы не соображал). Ну и где Борис Абрамович при том режиме, которые якобы сам создал?
Замечу: будучи связанным с Кремлем, я этим никогда не бравировал, и после себе такого не позволял: мне было стыдно своим положением пользоваться, а вот он, никакого отношения к Кремлю не имея, постоянно этим всегда козырял: перед партнерами, собутыльниками, банкирами и правоохранительными органами. Ну а народ-то у нас бояться привык, поэтому многое ему с рук и сходило…»
Собственно, в этом коротком спиче Александр Коржаков дал очень полную и объемную характеристику БАБу: интриган, бесчестный человек, не гнушавшийся ничем на пути к вожделенной власти. Из книги Коржакова «Борис Ельцин: от рассвета до заката»:
«Впервые предприниматель Березовский прославился в России, когда пообещал миллионам граждан построить новый автомобильный завод. Граждане верили, простаивали в очереди за акциями будущего завода. Собрав миллионы долларов, Березовский не выпустил ни одного разрекламированного «народного» автомобиля – дешевого и надежного. Обманутым акционерам несуществующая машина обошлась дорого…»
Березовскому и его компаньону Дубову эта затея тоже обошлась дорого: но если акционеры свои деньги потеряли, то БАБ с подельником их нашли и подобрали. Вот и вся разница…
Сотрудничество АвтоВАЗа с БАБом в 1995 году принесла автогиганту убыток в два триллиона(!) рублей: инфляция, неуплата налогов тем же БАБом, невозврат огромных сумм АвтоВАЗу за уже отгруженные Жигули и т.д. – вот печальный результат пиратской калькуляции.
Против Березовского завели несколько уголовных дел, обвинив его в хищении в середине 90-х у АвтоВАЗа более 2300 автомобилей!
В 2009 году Красногорский городской суд заочно приговорил БАБа к 13 годам заключения за хищение 58 млн. рублей «ЛогоВАЗа». Мособлсуд в 2011 году взыскал с него еще 8,5 млн. рублей, посчитав их «инфляционными потерями», Директорат же самого АвтоВАЗа отделался лишь легким испугом: они убедили судей и следователей в том, что, дескать, сами стали жертвами коварного математика. Те поверили: большие деньги и не такие чудеса сотворяют… Для самого же БАБа эти бабки по сути ничего не значили: на икру за завтраком он тратил гораздо больше.
Все выше, и выше, и выше…
В конце 1998 года Борис Абрамович возник в головном офисе «Аэрофлота» с очередной мега-идеей: делать бабки в прямом смысле «из воздуха». Идея глянулась, тем более, что «Аэрофлот» с этим самым воздухом был связан в самом прямом смысле. Для более крепкого содружества в руководство компании БАБ сразу втиснул в руководство компании своих людей: Николая Глушкова и Александра Красненкера. Те взяли штурвал правления в свои руки и очень быстро 80%(!) акций Аэрофлота были переведены на счета швейцарской конторы «Андава», которую полностью крышевал сам БАБ. Как подсчитали затем следователи, авторы той «воздушной оптимизации» успели перекачать через «Андаву» более 250 млн. долларов! В общем, летайте самолетами Аэрофлота, граждане!
В биографии БАБа есть эпизод и с хищением им 18 млн. долларов у СБС-Агро. Он интересен тем, что владельцем «обманутого» банка был коллега Березовского по списку FORBES – дважды судимый олигарх Александр Смоленский, на зоне интимно прозванный «бабой Шурой». Не правда ли, что в судьбах этих двух «бизнесменов» очень много общего, начиная даже с их позорных «погонял»? Что же именно?
Баба и черта перехитрит…
В изобилии русских поговорок особым уважением пользуются те, которые со словом «баба». Причем, смысл их отнюдь не оскорбительный, наоборот, он подчеркивает мудрость, умение лукавить, а то и – хитрить его носительницы. Другое дело, если таковым титулом награждают мужика. Особенно – на зоне. Именно такой «чести» удостоился еще один герой 90-х: создатель и могильщик СБС-Агро Александр Смоленский.
Он родился в семье австрийских эмигрантов, которые переехали в Москву еще в 30-е годы (именно это обстоятельство помогло ему позже удачно сбежать в Вену от преследования российских правоохранителей).
Получать диплом о высшем образовании молодой абитуриент Саша Смоленский зачем-то из Москвы уехал в казахский Джамбул, очевидно посчитав, что в местном геолого-технологическом ВУЗе он получит знаний больше, чем, например, в МГУ. А может там просто дипломы стоили намного дешевле?
С этим джамбульским дипломом геолог Смоленский почему-то поступает на работу в…типографию рядовым наборщиком текстов. Впрочем, возможно, молодой человек таким образом просто хотел расширить свой социальный кругозор. Это желание, очевидно, вскоре привело Александра в московскую фирму «Весна» на ставку товароведа. Диплом геолога, хоть с натяжкой, но здесь все же пригодиться мог бы: ювелирный отдел «Весны» вовсю торговал различными природными камнями. Именно из «Весны» Александр Смоленский «за кражу госимущества» быстро переехал в СИЗО, а оттуда на два года в лагерь.
Отсидев срок, получив справку об освобождении и странное погоняло «Баба Шура», Смоленский вернулся в столицу, где уже через год становится…заместителем начальника одного из РСУ. Вскоре на страну надвинулась и горбачевская перестройка.
Смоленский, говорят, был человеком компанейским, любил застолья, ценил юмор. Единственное, что могло вызвать в нем приступ ярости – это упоминание его позорной клички «Баба Шура»: мог вцепиться собеседнику в горло. Опытные зэки, с которыми «Баба Шура» имел затем дела, став «новыми русскими», качали многозначительно головами и лишний раз старались с ним не брататься…
Сначала Александр Павлович, имея на работе в РСУ кое-какие связи, начал раскручивать строительные кооперативы. Дело пошло, но душа и кошелек Смоленского требовали других денег! Взять их можно было лишь в банковском секторе. Поговорка «куй железо, пока Горбачёв!» и слова самого генсека о том, что «разрешено всё, что не запрещено законом», толкали предприимчивых проходимцев на уже узаконенные правонарушения. Вскоре Александр Павлович возглавил созданный им же банк «Столичный». Затем близко сошелся с международным аферистом Марком Ричем, а тот познакомил его и с Борисом Ельциным…
Очень быстро «Столичный» становится банком «СБС», а отжав под себя и «Агропромбанк», получает новое название: «СБС-Агро». Под этим «погонялом» новый банк и останется в горькой памяти миллионов обобранных им россиян.
Вскоре в лексиконе граждан зазвучало новое слово «авизо». Что это такое? Если коротко, то очередная форма «делать бабки из воздуха». Некто Лев Нахманович, компаньон и друг «Бабы Шуры» еще по Джамбулу, привез в столицу уже заполненное платежное поручение (т.е. то самое «авизо»), велел бухгалтеру вписать туда еще несколько цифр и отдал бумажку, враз распухшую уже до 32 млн. долларов к исполнению…в банк Смоленского. В результате на австрийские счета «Бабы Шуры» ушло 25 млн. долларов. Остальные разошлись по карманам подельников. И таких сделок затем через структуры Александра Павловича проводилось ох как много. По законам математики в результате кто-то беднел, ну а кто-то и богател. Угадайте – кто?
Было даже возбуждено дело, Смоленского объявили в розыск, хотя он нигде не прятался, сам же фигурант при этом быстро перечислил в ЦБ РФ какие-то «жалкие 5 млн. долларов откупных и…дело тихо свернули. Знающие люди шептались, что тут не обошлось без вмешательства самого Ельцина, чьи выборы в 1996 году «Баба Шура» тоже активно проплачивал.
Тем временем «СБС-Агро» распухал от денег, которые удачливый банкир регулярно выводил в свои зарубежные конторы. Денег, помимо всяческих госкредитов и займов, было много: лишь частными клиентами банка были 30 млн. россиян! «- Через пару лет нашими услугами будет охвачена самая глухая деревня!» - вещал через проплаченные СМИ Смоленский. Люди верили и деньги несли. Свое слово банкир сдержал: вскоре в России практически не осталось и хуторка, откуда бы «БабаШура» не выгреб и последние стариковские «похоронные». Но не зря говорят, что «Бог шельму метит»: тихо подкрался печально знаменитый «дефолтовский» 1998 год.
На банковском рынке России начался переполох, который не оставил в стороне и ожиревший СБС-Агро. К августу 1998 года его ликвидные активы сжались до 3%, что по сути говорило о неизбежном банкротстве. Смоленский бросился к влиятельным друзьям, но тем уже было не до него: одних лишь набранных с их помощью кредитов у СБС-Агро набралось более 1 млрд. долларов, которые к тому времени как и другие активы уже давно покоились в отсеках австрийских и прочих хранилищ. Окинув столицу прощальным взглядом, Александр Павлович сел в свой личный самолет и улетел на родину предков – в Вену.
P.S. «СБС-стабилизец».
Сегодня наверное и самые наивные западные партнеры «Бабы Шуры» уже перестали ждать от него почти 1,5 млрд. долларов выданных кредитов, как и рядовые вкладчики – своих кровных.
Сам Смоленский живет тихо, по утрам пьёт венский кофе с пенкой, пишет картины и летает в Лондон к внукам. Ну а что еще нужно олигарху на пенсии?