Открытие тюменской нефти остановило косыгинскую экономическую реформу, что привело к распаду СССР
31 августа 2022, 15:31 [ «Аргументы Недели» ]
30 августа умер первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев. Почти в очередную годовщину августовского путча. В одно из интервью он признал, что не справился с управлением СССР.
«Братских народов союз вековой» оказался частью двойной жизни империи. Как только центр ослаб, с окраин потянулись миллионы беженцев. Азербайджанцы убивали армян, абхазы – грузин, а «русские братья» оказались лишними практически во всех национальных республиках. В Таджикистане в 1989 г. проживало около 400 тыс. русских, к 2000 г. осталось 68 тысяч. «Не покупай квартиру у Маши, всё равно будет наша» – писалось на заборах по всему бывшему Союзу.
Неспешное течение жизни в застойные годы выстилает морок, будто так могло продолжаться вечно. Однако необходимость реформировать экономику появилась уже в середине 1960-х, но косыгинскую оттепель свернули после открытия тюменской нефти. Ведь появилась возможность содержать сателлитов и поддерживать стабильные цены, не порождая независимый бизнес и ни с кем не делясь властью.
Михаил Горбачёв был прагматичным гибким политиком – другого на посту генсека и быть не могло. Он и близко не демократ. Демократию вообще никто осознанно не строит. Это компромисс, способ организоваться так, чтобы различные группы интересов друг друга не уничтожили, когда ни одна не может победить силой. А иногда свои интересы даже проще защищать в условиях широкой политической и экономической конкуренции. Для Горбачёва демократизация идеально удовлетворяла двум главным целям.
Прежде всего советская экономика не могла больше на равных тянуть гонку вооружений с Западом: требовались «разрядка», сокращение вооружений и военных расходов. Добиться этого куда проще в образе реформатора демократического толка, с чем Горбачёв успешно справился – стал самым популярным русским в мире, сделавшим его безопасным. Выведя войска из Афганистана и «отпустив» страны советского блока, он существенно разгрузил бюджет и получил щедрые западные кредиты: внешний долг СССР при нём вырос в десятки раз.
Второй проблемой оставалась личная власть Горбачёва. Ведь политбюро могло его просто снять голосованием на съезде КПСС. Отличный способ выйти из-под партийного контроля давали свободные выборы, на которых популярный миротворец и стал президентом СССР. А дальше ему уже никакое политбюро не указ. И эту сложнейшую задачу Горбачёв решил удачно: впервые провёл свободные парламентские выборы, дал реальные полномочия 1‑му Съезду народных депутатов Верховного Совета СССР и даже вернул из ссылки его главную звезду – академика Андрея Сахарова. Понятно, не только от душевной широты: парламентские выборы стали ледоколом президентских.
Михаил Горбачёв, к его чести, никогда не отрицал, что несёт ответственность за распад СССР. Он хотел его сохранить и преобразовать, но не справился с управлением.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».