> Бывший металлург из Макеевки Григорий Сварной: Интердвижение Донбасса было народным объединением - Аргументы Недели

//История 13+

Бывший металлург из Макеевки Григорий Сварной: Интердвижение Донбасса было народным объединением

25 августа 2022, 08:14 [«Аргументы Недели», Анна Шершнёва ]

Фото: личный архив

На Украине считали Донбасс аполитичным и аморфным регионом. С момента установления «незалежности» шахтёрский край Киев пытался выставить «серой зоной» и «угольным складом» для национально оформившихся областей той же Западной Украины, например. Но это абсолютно ангажированная и предвзятая точка зрения.

Множество политических явлений, ярко выделившихся на излёте СССР и в самые первые годы «парада суверенитетов», происходили именно на территории Донбасса. Об одном из таких общественных объединений редакции «Аргументов недели» рассказал Григорий Сварной бывший металлург из Макеевки. Свидетель исторических событий к разговорам с журналистами не привык и сразу предупредил, что о русском движении в Донбассе, об общественных течениях в шахтёрской земле расскажет сам, как всё было, глазами очевидца и участника. О себе наш сегодняшний гость особо не распространялся, поскольку к историческим персонам себя скромно не причисляет. Отметим, в воспоминаниях макевчанина речь идёт об Интердвижении Донбасса – мощного общественного движения конца 80-х ХХ века и начала XXI века. Итак, слово народному хроникёру.

Первую листовку Интердвижения Донбасса я увидел 7 ноября 1990 года на площади Ленина: она называлась «Да − Союзу!» В противовес листовкам «Народного руха» (объединение сторонников «суверенной Украины» - прим. ред.), где призывалось ответить «Союзу − НI».  Думаю, что Интердвижение возникло с помощью той части партноменклатуры, которая старалась сохранить СССР, предприятия, не дать развалиться народам по национальным квартирам.

С 1990 года в университете уже собирались сторонники Союза: не всегда это были члены КПСС, просто неравнодушные люди. Уже тогда среди активистов выделялся учитель английского языка Дмитрий Корнилов. он преподавал в школе посёлка Опытное Ясиноватского района. Корнилов начал собирать народ разный: были и монархисты, и сторонники Демплатформы в КПСС, и активисты левого толка. Митинги Интердвижения в 1991 году были массовыми. Не думаю, что весь народ был согнан по указке свыше. КПСС (КПУ) тогда заняла, скорее, выжидательную позицию. Актив требовал действий, верхушка держала нос по ветру.

В Донецке бандеровские красно-черные флаги появились в 1990 году − их поднимали активисты «Союза националистической украинской молодёжи» (СУМ-СНУМ). На тот момент позиционировали, как молодёжное крыло украинской республиканской партии.

Листовки Интердвижения распространялись массово − клеились на улицах и в институтах, раздавались активистами в людных местах. Мне встречались разные варианты − в них упор был против поднимающего голову национализма.

Позже из Демплатформы в КПСС (Донецкой) появилась инициатива Гражданский Конгресс Украины. Инициатива появилась уже после развала Союза. В Донецке, в Доме Политпросвещения прошел съезд участников со всей Украины и появился Гражданский Конгресс, позже преобразованный в Славянскую Партию. В Донецке политсилу возглавил преподаватель Донецкого государственного университета Александр Базилюк. В дальнейшем он в качестве старосты «Конгресса русских организаций Украины» до конца жизни организовывал пикеты, митинги, шествия против украинского государства. Под его эгидой выходила газета «Славянский выбор». В Донецке также была ячейка Партии Славянского Единства. Листовки её периодически появлялись в разных местах области, как и надписи. Националисты считали, что это «филиал» РНЕ. Но основное ядро возникло вокруг Славянской партии.

Периодически власть пыталась организовывать псевдопатриотические организации типа Народно-Патриотического Союза, но далее организации оргсобраний дела не шли. Некоторые активисты из числа сторонников компартии и Интердвижения оказались на баррикадах у Белого Дома в России. Они ехали на съезд, но попали там в известную ситуацию. Активист ИДД тов. В.М. награждён знаком Защитник Советов (1993 г).

Собственно, в первые годы незалежности пророссийскими в Донецке считались СлавПУ, ПСЕУ, появившиеся организации соц- и компартий.

Параллельно появилась газета «Донецкий Кряж». Одно время спонсором издания стал Металлургический комбинат им. Ильича (г. Мариуполь) и его директор Владимир Бойко. Бойко считался «красным директором», т.е. руководителем старой школы и работал вместе с ячейкой Соцпартии (Александра Мороза) и вообще известен, как сторонник социализма и корпораций. Именно поддержка комбината им. Ильича и помогла газете «ДК» укрепиться в регионе. Часто авторами материалов газеты были активисты Интердвижения. Нельзя сказать, что газета была русским рупором, но часто материал оказывался с «лево-сепаратистским душком» для «украинских патриотов».

Патриотические элементы в левом движении появились году в 1993-м: после известных событий Октября Чёрного. Вместе с этим возникли новые фамилии, на которые стали ориентироваться патриоты: Станислав Терехов (Союз Офицеров), Эдуард Лимонов (НБП), Виктор Анпилов (Трудовая Россия), Александр Баркашов (РНЕ), Альберт Макашов, Нина Андреева, Александр Проханов (газеты «День» «Завтра»).

Сторонники Единой Страны стали ориентироваться на этих лидеров российских организаций. В то же время, возродившаяся КПУ на российских лидеров не ориентировалась вовсе − активистов устраивал бывший «секретарюк» обкома КПСС Пётр Симоненко (кстати, тоже выходец из Донбасса).

В Донецке стали появляться газеты «Завтра», «Русский Порядок», Анпиловская «Молния», «Русская Правда» (Александр Аратов), «За Русское Дел» из Санкт-Петербурга, и многие другие. В Донецке и Макеевке появились надписи РНЕ и листовки организации, которые распространяли заехавшие активисты из Воронежа и Ростова.

В те времена спецслужбы Украины еще не были заражены украинским сепаратизмом, поэтому на агитацию смотрели сквозь пальцы. Основными партиями в 90-е в Донецке были КПУ. Соцпартия Александра Мороза (в последствии скатившаяся в национализм) и Гражданский Конгресс Украины (Славянская партия). Активисты и руководители этих ячеек и были организаторами мероприятий на 7 ноября и 1 Мая, 9 Мая, когда администрация области проводила на государственном уровне, стараясь к красным знамёнам присоседить желто-голубые полотнища, что пророссийским активистам не нравилось.

Были еще всевозможные сопутствующие объединения: «Движение за Воссоздание СССР», «Союз», Движение «За СССР». Часто эти организации издавали свои печатные издания, либо распространяли общесоюзные. Запомнилась газета «За СССР» (Москва), «Трудовая Россия» (РКРП-Ленинград), «Молния» Виктора Анпилова. Сколько помню, Зюганов не котировался − местные КПУ знали только Симоненко. Сторонники СССР ориентировались на Анпилова, Тюлькина, Нину Андрееву, Сажи Умалатову.

Интердвижение Донбасса выпускало листовки по тем или иным событиям. Флаг гражданского объединения в конце 90-х побывал в столичном «Походе на Москву». Поход был организован Анпиловым, Тереховым (Союз Офицеров), Эдуардом Лимоновым. К флагу Интердвижения подходил Эдуард Вениаминович, интересовался что и как. Возможно, это и стало отправным моментом в его идее перед написанием своей книги «Другая Россия». Кто знает.

Не могу пропустить важную роль в политической жизни Донбасса Прогрессивной Соцпартии Украины (ПСПУ). Она появилась в середине 90-х годов как результат раскола в Соцпартии Александра Мороза. Лидеры оной – депутаты ВР Наталия Витренко и Владимир Марченко создали свою организацию, которая по программным заявлениям была левее СПУ и КПУ. Как и все соцпартии во взглядах здесь присутствовал антисталинизм, что, впрочем, не мешало её активистам на местах выходить под знамёнами СССР и портретами Сталина. как это бывало в Донецке.

Донецкий актив ПСПУ появился в конце 90-х годов. Руководство организации было в провинции, что мешало поначалу оформить её в области. Но со временем ячейки витренковцев вышли в свет и стали заметным явлением в борьбе против поднимающего голову государственного национализма. В области организация была создана не путём раскола организаций Соцпартии, а появилась из новых, ранее не замеченных на митингах людей. Вскоре все активисты партии Наталии Витренко стали в Донецке узнаваемы в лицо. Много было молодых лиц. Актив выезжал и в другие регионы − например активно участвовали против американо-украинских учений Sea Breeze в Крыму и Николаевской области. В середине 2000-х часть актива ушла от Витренко и создала организацию "Донбасская Русь". Автоматически и депутаты, отошедшие от партии Витренко, тоже стали активничать от "Донбасской Руси". Знаменем ДР стало знамя Интердвижения Донбасса.

Сам видел шествие и митинг у ОГА, где красные флаги КПУ соседствовали со знаменами ПСПУ и "Донбасской Руси". Позже часть актива ДР стало участвовать в воссоздании партии Русский Блок. В акциях Русской Весны участвовали знамена ПСПУ. Донбасской Руси и Партии Русский Блок. Но все они были более политическими, чем народными, хотя и поддерживали стремления общества Донбасса.

К началу нулевых всё чаще администрация Донецка стала разрешать собрания националистической «Просвиты», а не Интердвижения. Местные дядьки-рогули собирались, пели песни на мове, пили горилку. До прихода Ющенко к власти они разлагались. После госпереворота 2004 года – ржавого майдана − все эти «посиделки» стали официозом, куда учителей загоняли из-под палки. А потом придумали всякие «Свободы» (тоже радикальные течения самостийников) с активом 50 человек на область.

Уже ближе к событиям Русской весны спецура создавала из футбольных фанатов-укропов «Социал-национальную ассамблею», из которой позже формировались националистические батальоны для войны против Донбасса в 2014 году. Я пытался нациков систематизировать, но это потом стало нереально из-за огромного их количества.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте