Аргументы Недели → История 13+

Поднявшиеся из бездны

, 15:50 ,

Истории многих эпохальных трагедий, когда люди оставались живыми перед казалось бы неизбежной гибелью, часто связаны с необъяснимой мистикой, если не с прямой чертовщиной. Понять суть т.н. «счастливого случая» пытались и пытаются многие, версий и предположений озвучивается по сей день тоже немало, но единого материализованного мнения нет. Скорое всего, и не будет: фатальное слово «судьба» регулярно подводит итог всем спорам.

Её пожалел сам Нептун?

Самое большое количество конспирологических версий собрала вокруг себя страшная гибель «Титаника» 14 апреля 1912 г. Этому способствовал и ставший уже реальным рычагом влияния на умы кинематограф: всего через месяц после катастрофы Голливуд выпустил на экраны остросюжетный фильм «Спасшаяся с Титаника». Особый ажиотаж премьере придавало то, что главную роль в фильме сыграла актриса Дороти Гибсон, которая на самом деле была реально спасшейся пассажиркой погибшего лайнера и по сути в фильме играла саму себя. В 1997 г. американский режиссер Джеймс Кэмерон выпустил самый «звёздный» фильм о трагедии Титаника, собравший все мыслимые кинонаграды, призы, гонорары и т. д. Но основной фишкой киношедевра явилось то, что полностью выдуманный режиссером сюжет (кроме самой гибели лайнера) и в той трагедии имел некоторые реальные аналогии. Какие же?

Дочь ирландских эмигрантов Вайолетт Джессоп в молодости решила связать жизнь с морем: то ли романтика, то ли желание найти мужественного и обеспеченного спутника жизни привели девушку в компанию «Уайт Стар Лайт», которой принадлежал и «Титаник». Кадровики определили ее стюардессой на однотипный океанский лайнер «Олимпик», которым в то время командовал Эдвард Джон Смит, ставший впоследствии и капитаном… Титаника в его первом и последнем рейсе. Так впервые неожиданно пересеклись судьбы Джессоп, Смита, «Олимпика» и «Титаника». Будущее показало, что пересеклись фатально…

Должность стюардессы, неплохое жалование и чаевые девушку устраивали, она старалась и вскоре заслужила похвалу самого капитана Смита. Впрочем, спокойная размеренная жизнь на борту «Олимпика» длилась недолго: 20 сентября 1911 г. на выходе из Саутгемптонского залива лайнер столкнулся с крейсером «Хоук» и получив 14-метровую пробоину, смог кое-как экстренно вернуться в Белфаст, где был поставлен в док для ремонта. В тот раз судьба оказалась благосклонна не только к капитану Смиту, стюардессе Джессоп, но и ко всем пассажирам «Олимпика»: никто не только не погиб, но и не пострадал.

Тем временем из соседнего дока на воду уже был спущен «Титаник», куда хозяева компании капитаном перевели того же Эдварда Смита, оказавшегося невиновным в аварии «Олимпика». Вместе с ним на новый лайнер тоже стюардессой перешла и Вайолетт Джессоп: казалось, сама судьба решила не разлучать эту «сладкую парочку»… Может, напрасно?

Как впоследствии журналистам рассказывала сама Джессоп, назначение на «Титаник» ее не обрадовало: еще были свежи воспоминания об аварии «Олимпика», трансатлантическими рейсами с их качкой и штормами девушку не радовали. Но капитан Смит убедил уже коллегу в том, что для дальнейшей ее карьеры служба на «Титанике» станет лишь отличным деловым бонусом. Девушка согласилась.

В ночь трагедии 14 апреля Вайолетт Джессоп, закончив смену, легла спать в своей каюте. Проснулась от толчка. Уже знавшая, что любой толчок в океане никакими инструкциями кроме как аварийной не предусмотрен, девушка быстро выбралась на палубу. По судовому расписанию нашла свою шлюпку №1, где уже находились 23 ее коллеги, исправно заняла свое место по левому борту. В 1:20 их шлюпка успешно коснулась океанской поверхности. На борту самого «Титаника» уже царила паника. Перед тем, как боцманская команда лайнера начала спуск спасательной шлюпки, к Вайолетт подбежал неизвестный пассажир и упросил ее взять на руки своего грудного ребенка. Где его мать, кто он сам, мужчина сказать уже не успел: шлюпка начала спуск.

Младенец оказался мальчиком, Вайолетт как могла укутала его и не спускала с рук до подъема на палубу парохода «Карпатия», который первым подошел к месту трагедии. Прежде чем там потерять сознание, Вайолетт успела передать малыша какой-то женщине, которая кричала, что она его мать. Так это или нет и кем был спасенный младенец, осталось одной из загадок той страшной ночи. Капитан же Эдвард Смит погиб вместе со своим судном: судьба? А Вайолетт, по всем стандартам морской службы уже ставшая «морской волчицей», оправившись от ужаса, даже «пошутила» о том, что сожалеет… о своей новой зубной щетке, ушедшей на дно вместе с Титаником и полутора тысячами пассажиров. Шутка была явна ни к месту, и кощунственна, что вскоре жизнь доказала.

После гибели Титаника Вайолетт Джессоп работала медсестрой в Британском Красном Кресте. Когда началась Первая Мировая война, ее мобилизовали тоже медсестрой… на третий в суперсерии лайнер  «Британник», который строился на той же верфи, что и «Титаник» и «Олимпик». Зловещая череда назначений девушки с одинаковым фатальным исходом карьеры кадровиков не смущала: шла война, не до подробностей чей-то биографии! И напрасно…

21 ноября 1916 г. «Британник», шедший со скоростью 20 узлов… внезапно подорвался в Эгейском море на германской мине! Большая скорость, инерция и неправильная оценка ситуации экипажем привели к трагедии. Посчитав, что его судно гораздо более непотопляемое, чем Титаник, капитан Британника не сразу приказал сыграть аварийную тревогу. Судно быстро набирало воду, а медсестры, не зная об этом, продолжали кормить раненных. Лишь опытная Вайолетт правильно оценила обстановку и успела запрыгнуть в одну из шлюпок, все-таки спущенных на воду. Судно погружалось и под его гребные винты попала и та лодка, куда успела забраться медсестра. Но… она в последний миг успела выпрыгнуть и из нее. (Остальные двадцать человек погибли). Женщина ударилась головой о корпус и потеряла сознание. Когда пришла в себя на борту спасательного судна, лишь поблагодарила Бога о спасении и поклялась более не ступать на палубу ни одного плавсредства. Клятву не выполнила, дважды побывав в кругосветке на лайнере «Бенгенвальд», написала мемуары, давала интервью, стала консультантом режиссеров в фильмах о морских катастрофах. Разбогатела. Умерла от пневмонии в 1971 г. Вот такая судьба.

Его киски не любили виски.

Пекарь-кондитер «Титаника» Чарльз Джоин в жизни по его словам любил своих двух кошек и шотландский виски, флягу с которым постоянно таскал в кармане. О его пристрастии знал и капитан Эдвард Смит, но так как в компании «Уайт Стар Лайт» пекарь был в передовиках производства (его пирожные нравились VIP-пассажирам), ему разрешали иметь не только флягу в кармане, но и держать в каюте и своих усатых питомцев, запретив выгуливать кошек на палубе 1 класса, где отдыхали VIP-собачки богатых пассажиров. Более того, Чарльз Джоин умудрился собрать в каюте отменный самогонный аппарат, куда регулярно загружал «сэкономленные» в пекарне сахар и дрожжи, что позволяло ему круглосуточно лакомиться и первосортным «первачом». Капитан Смит знал и об этом, но мешать кулинару-многостаночнику не стал. События показали, что не напрасно.

Джоина нельзя было назвать новичком в морской службе: уже с 11-ти лет мальчишка вместе с братьями начал выходить в море на различных судах. Сначала – юнгой, затем – матросом боцманской команды. Освоив азы палубной работы, Чарльз стал присматриваться и к другим судовым профессиям, особенно к тем, что были связаны с работой на камбузе: и не хлопотно, и сытно! Со временем молодой человек полностью освоил творческую и капризную профессию кондитера, что сделало его мастером №1 в компании «Уайт Стар Лайт», а затем и на «Титанике». В общем, морской кондитер Чарльз Джоин прекрасно понимал, что из себя представляет океан и на шутки с ним не претендовал.

В ночь трагедии 14 апреля Чарльз, сдав вахту и традиционно отметив это локальное событие хорошей порцией виски, лег спать. Где-то в своей каюте ту же процедуру проделывала и стюардесса Вайолет Джессоп, с которой кондитер не был знаком: слишком велик был экипаж лайнера, да и продуманное расписание не предусматривало каких-либо внеслужебных контактов в нем.

Услышав грохот, а затем и сигнал аварийной тревоги, Чальз тяжело проснулся: добротный вискарь лишил его оперативного мышления. Однако этот же напиток через секунду его и вернул владельцу: быстро опохмелившись, кондитер выбрался на верхнюю палубу. Сразу оценив масштабность происшествия, он кубарем скатился в свою пекарню и приказал сотрудникам немедленно начать отгрузку в спасательные шлюпки всего выпеченного за смену хлеба, что те и начали делать. Сам же Чарльз бросился в каюту, где схватил внушительную флягу с самогонкой и двух своих котов. Сделал глоток, поднялся наверх и нашел шлюпку №10, командиром которой по аварийному расписанию являлся. На палубе уже начиналась паника среди пассажиров. Чарльз проявил морское благородство: буквально силой усадил на свое место в шлюпке кого-то из пассажиров с ребенком, вручив им в руки и своих котов. Сам остался на палубе, наблюдая как укомплектованная шлюпка удачно опустилась на океанскую поверхность и стала отплывать в сторону от лайнера. Понимая, что гибель «Титаника» неизбежна, моряк в дополнение к спасательным жилетам начал выбрасывать за борт валявшиеся на палубе деревянные шезлонги, чем, как затем выяснилось, спас не одну человеческую жизнь. А затем… отправился в свою каюту, где еще почти целый час тупо бухал в одиночку, лежа на койке. Обо всём этом уже на берегу сам Чарльз спокойно рассказывал членам комиссии по расследованию трагедии, которые слушали его с благоговением как человека в прямом смысле выплывшего из морской пучины.

Когда вода стала заливать и его каюту, пекарь сделал прощальный глоток самогонки, погладил хромированный бок самогонного аппарата и выбрался наверх. В ту же минуту «Титаник» переломился пополам. Джоин оказался на кормовой палубе, которая постоянно становилась вертикально, что точно и показал Камерон в финальной части своего фильма. Чарльз перелез через кормовой леер и оказался в полном одиночестве на стоявшей уже вертикально судовой корме. – «Страха не было… - рассказывал он на комиссии. – Было любопытство: а что дальше? И как все произойдет?» При этом он успел сделать еще один глоток из фляги, завернуть крышечку, спрятать ёмкость в карман и… оказался в ледяной воде.

Холода он не почувствовал, сумел отплыть в сторону, уцепиться за один из выброшенных им же шезлонгов и почти час (!) плавать в темноте среди обломков, пока его не заметили с одной из шлюпок. Мест в ней не было и еще несколько часов Чарльз Джоин держался в ледяной воде, ухватившись за чью-то протянутую руку. Потом подоспела «Карпатия», уже на палубе которой повар понял, что хотя бы его внеплановое свидание с Нептуном откладывается, после чего потерял сознание.

Многие медики по сей день не могут найти объяснение этому феномену жизнестойкости: по всем законам физиологии, сердце человека при таком глобальном переохлаждении останавливается уже через 10 минут, что и случилось с большинством пассажиров «Титаника». Сам же Чарльз Джоин до конца дней был уверен: его спасла заветная фляга с самогоном! (О вреде алкоголя написано так много, что лично этот человек имеет право утверждать и обратное!)

P.S. И снова - в море?

Джоин оказался одним из шести спасшихся пассажиров после многочасового пребывания в ледяной воде. Казалось бы, на морской карьере можно было бы поставить и точку, но… Чарльз снова завербовался на службу. Пережил на различных судах еще два крушения, вышел на пенсию, издал мемуары. Умер в 1956 г. в возрасте 78 лет. До последнего дня, как говорили его близкие, носил в кармане флягу с виски. С Вайолетт Джжессоп так и не встретился: тоже, значит, судьба!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram