Аргументы Недели → История 13+

Дети войны. Нас спас Кузяка

, 09:38

Дети войны. Они не воевали, не держали в руках оружие в силу возраста, но пережили наравне со взрослыми все ужасы фашистской оккупации. «Аргументы недели» в цикле материалов про Великую Отечественную войну нашли и таких свидетелей истории.

Анна Филипповна Талдыкина из тех, кого принято называть «дети войны». Пройдя все ужасы 40-х, в том числе и концлагерь, наша героиня не озлобилась – она по-прежнему полна любви к людям. И в свои 89 лет считает, что без работы прожить нельзя – она и сейчас старается не сидеть без дела и даже копается в огороде. Вот только из семьи у старушки уже никого не осталось. Поэтому коротает она свои вечера в компании с кошечкой – пушистой мурлыкой.

В 1942 году красивая жизнь 11-летней Анечки рухнула. В село пришли немцы. Организовали концлагерь под открытым небом в логу, огородили колючей проволокой. Поместили туда пленных солдат. А потом стали возить туда и селян.

- Приехали и за нами с мамой. Брат Илья к тому времени воевать ушёл, а потом и папу забрали вслед за ним, - говорит Анна Филипповна. – Приехали на мотоцикле, две собаки рядом. Сказали, чтобы мама собиралась и меня с собой брала. Немец посоветовал взять с собой зимние вещи – неизвестно, когда выпустят. А у нас в гостях соседка была из соседнего села. Дочке её, Райке, около двух лет тогда было – ещё грудь материнскую сосала. И их забрали. Привезли нас в лагерь. А там народу – тьма. И солдаты, и женщины с детьми. Солдат вскоре стало гораздо меньше. Немцы каждый день по несколько человек на расстрел водили. Расстреливали тут же, недалеко от лагеря, на наших глазах. То по пятнадцать человек, то по двадцать. Каждый день! Господи, хоть бы день пропустили, душегубы! А ребята все молодые, красивые! Сколько же их тогда полегло – не счесть. Их забирают, а они нам: «Матери, сестры, братья, больше вы нас не увидите». Увозят… Закроешь уши, а всё равно слышно автоматную очередь, - вспоминает Анна Филипповна.

В лагере Аня с мамой провели почти месяц. Ни разу за всё время фашисты не удосужились покормить своих пленных. Дети поначалу страшно кричали, а потом уже и на это не оставалось сил. Многие умерли. Анечке повезло чуть больше других – её пыталась подкормить мамина кума. Проберётся потихоньку к загородке и нет-нет да и сунет девочке картошку.

- Да, страшно было. Очень страшно – не дай бог кому такое перенести, - продолжила старушка. - А потом нас спас Кузяка. Учитель. Кузьма его звали, а Кузяка – это по-деревенски.

Когда немцы только пришли в село, «учитель Кузяка» открыл потихоньку двери и выпустил всех детей. Велел огородами потихоньку в лес идти прятаться. И сам с ними. Через несколько дней дед Анны разыскал Кузьму и сказал, чтобы он переставал прятаться. Иди, говорит, немцам переводчик нужен, а ты семь языков знаешь. «Меня же расстреляют» - говорит тот. «Не расстреляют. Им переводчик очень нужен. А ты селянам сможешь помочь там куда больше, нежели по лесам прятаться будешь». И как в воду глядел – учитель-переводчик смог спасти более сотни людей, вытащив их из лагеря.

Подробнее читайте в материале «Аргументов недели».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram