Создатель Северной Кореи, дед нынешнего хозяина страны, наверное, самый загадочный политик ХХ столетия. Всё, что известно о его жизни, – сплошные мифы.
Я ПРИСУТСТВОВАЛ в Пхеньяне на торжественном заседании в честь дня рождения Ким Ир Сена. Это был апрель 1987 года, пышно отмечалось его 75-летие. Появление всякого иностранного гостя, пусть даже журналиста, воспринималось как свидетельство восхищения всего мира великим вождём. Вот почему я оказался совсем рядом с Ким Ир Сеном.
Он широко улыбался и стоял так, чтобы скрыть от гостей обширную опухоль на шее. Северная Корея – это страна хмурых лиц. Веселье и улыбки не поощряются: страна в состоянии войны и постоянного трудового подвига… Даже Ким Чен Ир, сын великого вождя, обременённый многотрудными обязанностями, сохранял выражение постоянной озабоченности судьбой родины. Пожалуй, один лишь Ким Ир Сен пребывал в хорошем настроении и мог его не скрывать.
Капитан Красной армии
Сейчас уже невозможно установить, кто первым назвал его кандидатуру. Но выбор оказался безошибочным. Этот человек поставил абсолютный рекорд – единолично управлял страной без малого полвека. С того момента, как в августе 1945 года советские войска доставили молодого корейца в капитанском мундире Красной армии и с нашим орденом на груди в будущую столицу его государства, и до самой смерти великого вождя Северной Кореи Ким Ир Сена в июле 1994 года.
Великий вождь Северной Кореи Ким Ир Сен редко покидал страну и тщательно ограничивал круг своего общения – Сталин и Мао Цзэдун, пожалуй, были более открыты для встреч и бесед, чем Ким. Каким образом малограмотному молодому человеку удалось столько лет удерживать власть в борьбе с многочисленными соперниками? Какими качествами обладал тот, кто создал, по существу, наследственную монархию и, уходя в мир иной, сумел передать престол своему сыну?
До сих пор ходят упорные слухи, что был другой, настоящий Ким Ир Сен, герой партизанской войны, чьи подвиги присвоил человек, который стал главой Северной Кореи. Эта версия, скорее всего, слишком литературна, чтобы быть правдой. Но и те героические истории о великом вожде, которые учат северокорейские школьники, тоже не имеют ни малейшего отношения к истине.
Ким Ир Сен – это не настоящее имя.
Будущий великий вождь начинал свою жизнь с другим именем. Когда он родился, 15 апреля 1912 года, родители назвали его Ким Сон Чжу. Его родители были простыми людьми, страдавшими от бедности и невзгод того времени. Его отец Ким Хён Чжик то учительствовал в школе, то знахарствовал. Он умер в июне 1926 года, когда сыну было четырнадцать лет. Его мать Кан Бан Сок, дочь христианского миссионера, тяжело болела и ушла из жизни летом 1932 года, когда Киму было двадцать.
Образование Кима закончилось, когда он учился в восьмом классе, – его исключили из школы. Оставшись один, Ким стал искать партизан, чтобы к ним присоединиться.
Учился он не в Корее, а в Маньчжурии, куда перебралась семья, в китайской школе. И Маньчжурия, и Корея были тогда оккупированы японцами. Под их властью и китайцы, и корейцы вели нищую, тоскливую, подневольную жизнь. Юный Ким присоединился к людям, которые избрали другой путь. Корейских партизанских отрядов не существовало, были китайские, в них входило небольшое число корейцев.
В основном партизаны занимались устройством собственных дел.
Среди партизан были и просто бандиты, промышлявшие грабежом на большой дороге. Если среди прочего они нападали и на японцев, то считались революционными бойцами. Партизаны отбирали урожай у крестьян, которые выращивали опиум и женьшень, грабили деревни и поезда. Брали заложников среди богатых местных жителей и требовали выкуп. Иногда заложников убивали – если выкуп не поспевал вовремя, а партизаны торопились. В Маньчжурии несколько корейцев воевали под одним и тем же именем – Ким Ир Сен. Все они погибли. Молодой человек взял себе имя погибших партизан.
Корейцу не так просто было продвинуться в китайской армии. Китайцы не очень хорошо относились к корейским товарищам по оружию. Подозревали их в предательстве. Если подозрения казались серьёзными, казнили. Но Киму, который учился в китайской школе и свободно говорил по-китайски, доверяли. Рассказывают, что Ким уже в юности был твёрд и жесток. Если обещал отрезать уши тем, кто не подчинялся требованиям партизан, то держал своё слово.
Японская армия и жандармерия полностью справились с китайским партизанским движением в Маньчжурии. Остатки партизан – и Ким вместе с ними – в декабре 1940 года бежали в соседний Советский Союз, где и жили до августа 1945 года. Советские спецслужбы принимали партизан на тот случай, если придётся воевать с Японией.
В официальных биографиях Ким Ир Сена о жизни в Советском Союзе не найдёшь ни слова. Северных корейцев учат, что это Ким Ир Сен полностью освободил Корею от японских захватчиков. На самом деле всю войну Ким Ир Сен провёл в Советском Союзе. Год учился на курсах при Хабаровском пехотном училище. А к осени 1942 года директивой Наркомата обороны на Дальневосточном фронте была сформирована 88-я отдельная стрелковая бригада. Разместили бригаду в дальневосточном посёлке Вятское-на-Амуре – близ Хабаровска. Укомплектовали в основном советскими китайцами и бывшими партизанами, которые, спасаясь от японцев, перешли границу.
На пароходе «Емельян Пугачёв»
Разгромив в августе 1945 года японскую Квантунскую армию, советские войска вошли в Корею с севера, американские высадились на юге полуострова. К югу от 38‑й параллели была американская зона оккупации, к северу – советская. Американцам достались юг страны и столица – Сеул.
Как и на территории Германии, в оккупированной Корее советские власти пытались создать свою администрацию. Кадры для Германии были готовы – это немецкие коммунисты, которые жили в Москве, а также недавние военнопленные, прошедшие школу антифашистского актива. Но Красная армия вошла в Корею, не зная ни одного местного лидера. И не нашлось видных советских корейцев-коммунистов, связанных с подпольными организациями у себя на родине.
19 сентября 1945 года мало кому в Корее известного Ким Ир Сена и его бойцов доставил на родину пароход «Емельян Пугачёв». Из порта Вонсан привезли в Пхеньян. Все – в полевой советской форме. Ким носил погоны капитана и орден Красного Знамени, которым наградили всех офицеров 88-й бригады.
В сентябре 1948 года была провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика, руководить которой поручили Ким Ир Сену.
Его обычно недооценивают, считают недалёким партизаном, который не закончил и восьмилетки, не умел толком читать и писать. Но не нужно забывать, что Ким с молодых лет проявил себя упорным, не знающим сомнений борцом. В партизанские годы он оказался достаточно осторожен, чтобы не попасть в руки японцев. И он оказался достаточно умён, чтобы сначала ладить с китайцами, а затем с русскими.
– Сначала Ким был прост, доступен, – рассказывали мне наши дипломаты. – Его резиденция находилась через дорогу от советского посольства. Он приходил в посольство поиграть в бильярд. Любил выигрывать. Проигрывая, мрачнел. Мог рюмашку выпить, поговорить.
Выступая по случаю первой годовщины освобождения Кореи, Ким Ир Сен торжественно произнёс:
– Корейский народ никогда не забудет кровь, пролитую во имя освобождения сыновьями и дочерями великого советского народа.
И всё же Ким забыл об этом первым.
Уроки Сталина и Мао
Кима привезли в Москву на показ в начале марта 1949 года. 5 марта Сталин принял корейскую делегацию. Беседа продолжалась недолго – всего час (с учётом перевода). 14 марта Ким Ир Сена вновь привезли к вождю. На сей раз говорили почти вдвое дольше.
Встреча с вождём изменила Кима. Он увидел, как советский вождь живёт и руководит страной. Он сам захотел стать Сталиным.
В декабре 1955 года Ким Ир Сен произнёс первую речь о чучхе. Это словосочетание означает примерно следующее – «сам себе хозяин». Чучхе – это следствие главного лозунга Кима, который по-корейски звучит так: «чарек кэнгсэнг», то есть опора на собственные силы. В практической жизни это должно означать: экономическая автаркия и политическая независимость. На самом деле северокорейская экономика самостоятельно существовать не в состоянии – страна живёт за счёт внешней помощи. Но чучхе было избавлением от советского политического влияния. Ким Ир Сен хотел получать оружие, продовольствие, ресурсы, ничего не предлагая взамен и не принимая на себя никаких обязательств.
Ким многому научился у Сталина и у Мао Цзэдуна. Но в душе он, похоже, их обоих презирал. Если бы Ким Ир Сен стал главой Советского Союза или Народного Китая, он бы попытался подчинить своей воле весь мир. Но он был всего лишь вождём небольшого государства с ограниченными ресурсами. Считал, что это несправедливо. Ему было тесно. Мечтал, как минимум, управлять всем Корейским полуостровом, поэтому и затеял в 1950 году войну. И до последнего дня не терял надежды, что наступит день, когда он сможет присоединить Южную Корею.
У него появилась навязчивая идея – сделать КНДР ядерной державой. Тогда даже с великими державами он будет разговаривать с позиции силы. Тогда ни Россия, ни Китай, ни Соединённые Штаты ничего не смогут ему навязать. Он не мог забыть об унизительной необходимости ездить в Москву или в Пекин на поклон…