Аргументы Недели → История № 6(548) от 16.02.17

Алхимик великого князя

Z-лучи профессора Дуниковского

, 08:50

85 лет назад, в феврале 1932 г., парижский суд обязал Збигнева Дуниковского добыть золото публично, при свидетелях. И доказать тем самым, что не обманывал доверившихся ему людей – в том числе бывшего русского великого князя Дмитрия Павловича.

Звучные имена

А арестовали Збигнева Дуниковского в конце 1931-го. Это был громкий скандал. Сообщения парижской прессы ехидно перепечатывали в СССР (например, тогдашний «Огонёк»). Особо подчёркивалось, что в числе пострадавших – русский экс-великий князь Дмитрий Павлович (см. справку). Так что история тут не только французская, но и немножко наша.

Соус, под которым всё подавалось у нас, понятен: ха-ха, придурок Романов спутался с жуликом! Хотя при ближайшем рассмотрении – всё сложнее.

Великий князь, похоже, «вложился в проект» потому, что как раз пошёл трещинами его брак с американкой Одри Эмери. Хотел человек на всякий случай материально подстраховаться. Может, его денег и было всего ничего, но звучное имя помогало рекламе – там в списке «вкладчиков» ещё и какой-то маркиз, и барон-голландец, другие подобные персонажи. Хотя основной иск предъявляли французские фирмы «Фин-Индус» и «Электрохимическая лаборатория».

Сын своего отца 

Если будете во Львове (не вечно же нам с Украиной враждовать!), вам наверняка покажут красивое в стиле необарокко здание Национального музея. Добавят – бывший «дворец Дуниковского». Это отец нашего героя – Эмиль Дуниковский (1855–1924), путешественник, геолог, авантюрист. В Мексике он нашёл нефть, разбогател, вернулся домой – тогда и отгрохал дворец. Позже, говорят, карты и красивая жизнь довели до разорения. Сын, похоже, по-человечески был полной противоположностью отцу, хотя…

Збигнев Дуниковский закончил Венский университет (до Первой мировой Львов был австро-венгерским). Газеты впоследствии его иногда и называли профессором этого университета – но это, похоже, для солидности. Работал в Италии, в Монако, во Франции. Специальность? Писали просто – инженер. Иногда – химик. Придумал, например, новый тип автомобильного фильтра. Но главным его изобретением стала запатентованная в 1924-м установка по излучению загадочных Z-лучей.

Z-лучи 

Она творила чудеса – которые Дуниковский и демонстрировал заинтересовавшейся публике. Медная плита находится под воздействием сильного тока. Через воронку на неё сыплется песок – самый обычный, но он при этом на установке обрабатывается Z-лучами. Дальше – нагревы до высоких температур, новые облучения, новая электризация, новые нагревы... Наконец – вуаля! В спёкшейся массе виднелись золотые пылинки.

В польских источниках (Дуниковского соотечественники не то чтобы чтят, но и не забывают) мне попадались и подробные объяснения его идей – с цифрами, научными терминами. Но я не спец, скажу по-простому – так, как понимали мысли Збигнева подобные мне тупые журналисты. Как известно, золото в ничтожных долях есть везде: в морской и пресной воде, в любых земных породах. Но добыча его из подобных носителей столь трудна и затратна, что возиться – себе дороже. Так вот, объяснял Дуниковский, можно добиться, чтобы растворённые «следовые» атомы золота сходились вместе, образуя, если не самородки, то пылинки, крупинки. Он и пробует процессы, длившиеся некогда в природе миллионы лет, сжать до нескольких часов, и обработка песка Z-лучами – один из этапов. Сама идея – отца Збигнева (крупный геолог!), сын же занялся практическим осуществлением. Алхимия? Можете в своих газетах писать и так. Но средневековые алхимики искали «философский камень», способный превращать в золото что угодно. А здесь просто ещё один способ добычи драгоценного металла – зато из дармового материала. Да, пока выход нужного вещества ничтожно мал. Но если эксперименты продлятся успешно, если появятся промышленные технологии…

В общем, под эту идею он набрал более двух миллионов франков. И Дмитрий Павлович был одним из инвесторов.

Дмитрий Павлович

Великий князь Дмитрий Павлович Романов (1891–1942) – двоюродный брат Николая II. Наиболее известен своим участием в убийстве Распутина.

В принципе, вспоминая участь других Романовых, жизнь Дмитрия Павловича можно назвать благополучной. Красавец и атлет, он в 1912 г. участвовал в Олимпийских играх в Стокгольме, потом патронировал молодое олимпийское движение в России. В начале Первой мировой побывал на фронте, получил «Георгия», но после гибели в боях двух членов августейшей фамилии, его держали подальше от передовой. Участие в антираспутинском заговоре и убийстве «старца», как ни странно, спасло Дмитрию жизнь – чтобы не судить родственника царя, его отправили на дальний Персидский фронт, и в Персии он спокойно пережил обе революции, Гражданскую войну. Ещё при Временном правительстве продал англичанам свой Сергиевский дворец у Аничкова моста (там как раз располагался англо-русский военный госпиталь) – денег хватило на безбедную жизнь во Франции, красивые романы (в частности, с Коко Шанель), увлечение автогонками. Когда банковский счёт стал худеть – женился на богатой американке Одри Эмери. Позже они разъехались (но не разошлись), но экс-великий князь тихо жил в купленном парой замке. В 1939-м, перед войной, продал его, переехал в нейтральную Швейцарию, где умер от туберкулёза.

Следы золота

Увы! Пару лет профессор честно сыпал песок, облучал, электризовал, нагревал. Все ждали сообщения – ура, получается! Но его всё не было.

И Дуниковского арестовали за мошенничество.

Дальше началась судебная борьба. Подследственный настаивал: я не жулик, я учёный! И вовсе не обещал добыть золото – лишь говорил, что открыл вот такой перспективный путь и просил деньги на дальнейшие исследования. Но при слове «золото» у всех перехватывало горло, все считали, что завтра получат Клондайк…

Полиция между тем изъяла его оборудование. Пригласили экспертов для осмотра. Выяснилось – ряд важных узлов отсутствует. Да, парировал Дуниковский, перед арестом я снял кое-что. Установка – моя интеллектуальная собственность и коммерческая тайна. Не хочу, чтобы другие её разгадали.

Опуская дальнейшие прения… В конце концов суд поставил вопрос ребром: или профессор восстанавливает установку и при свидетелях получает золото, или – признаётся мошенником.

Эксперименты проходили в феврале 1932-го. Полиция специально привезла песок указанного Дуниковским типа. Первая попытка результатов не дала. При второй на аппаратуре взорвались лампочки, Дуниковскому посекло лицо. Испытания отложили до восстановления оборудования. В третий раз в полученной массе вроде бы просматривались какие-то пылинки золота. Для закрепления результата эксперимент решили повторить. Но на этот раз при запуске установки прорвало трубки с радиоактивным материалом, и все действия пришлось свернуть.

Дуниковский заявил, что может получить гарантированный результат на другой большой установке. Правда, она не во Франции, а в ломбарде в Монте-Карло – заложил в трудную минуту. Начались переговоры с Монако. Аппаратуру привезли. Дуниковский её долго собирал, настраивал – тут у него ухудшилось здоровье, он попал в тюремную больницу. Суд решил, что нечего затягивать процесс. Имелось заключение экспертов, французских учёных: метод Дуниковского – чушь. На основании данного документа инженеру и влепили пять лет.

Логичный вопрос – кем этот человек всё же был? Жуликом? Честным учёным, которого преследовали неудачи? Пленником своей, пусть неверной, идеи? Всё вместе?

Если строго юридически – злой умысел в его деяниях доказан не был. Да, брал деньги на исследования – но на них и потратил. Не пропил, не прогулял. Инвесторы вложились, а отдачи не получили? Господа, инвестиции – всегда риск! С другой стороны – не химичил ли чуть-чуть Дуниковский на публичных показах, чтобы добыть средства на свои работы? Мы же не знаем, например, какой песок он тогда использовал – может, заранее золотоносный?

В любом случае инженер страшно переживал, что пятно позора легло на его имя, на нежно любимую семью. Из тюрьмы писал письма французскому правительству – в обмен на реабилитацию обещал безвозмездно передать тайну своих Z-лучей. Объяснял: они имеют и оборонное значение, могут поджигать в небе вражеские самолёты. Не помогло. Отсидел весь срок.

Без Форт-Нокса 

Иногда пишут, что потом Дуниковский работал на окутанный всякими мистическими тайнами нацистский институт «Аненербе». Но нет. Были не нацисты, а итальянские фашисты – после отсидки профессор уехал в Италию, там Муссолини позволил ему продолжить работы. Результат? Где-то пишут, что нулевой. Где-то – что чего-то получалось. Польские бульварно-националистические газеты вообще сообщали, что «по методу Дуниковского» итальянцы добыли чуть ли не «футбольный мяч» золота, что выход драгоценного металла – до 859 граммов с тонны породы. Но надо учитывать – это были публикации про то, как «наш национальный гений» пал жертвой «международного заговора производителей золота». Тут чего угодно напишешь.

В 1939 г. он уехал на Филиппины – посчитал тамошние пески более перспективными. Жил в Багио. Дальше – война. Филиппины захватили японцы, но они Дуниковского не тронули – пусть работает, посмотрим на результат. Потом японцев выбивали американцы, под бомбёжкой погибла одна дочь Збигнева, вторая была искалечена. Тем не менее именно в США он попросил убежища после войны. Объяснял – возвращаться некуда, Львов уже советский, сестру ещё в 1939-м арестовало НКВД, а с японцами он не сотрудничал, даже помогал американским военнопленным. Были интервью в газетах (всё-таки бывшая знаменитость), за него хлопотал какой-то конгрессмен. Убежище в конце концов дали (позже – и гражданство). Сообщая об этом журналистам, Дуниковский горько усмехнулся: теперь – всё. Отсюда – ни ногой, хоть всё золото Форт-Нокса предлагайте!

Увеличил ли он американцам содержимое хранилищ Форт-Нокса – неизвестно. Дальнейшие следы теряются.

Но скорее всё же золотой запас США прирастал менее экзотическим способом.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram