Аргументы Недели → История

«Не достигли Мы однако ж в пределах той части Империи Нашей тишины…»

, 11:01 , доктор исторических наук

8 (19-го по новому стилю) апреля 1783 года императрицей Екатериной II был издан манифест «О присоединении Крымского полуострова, острова Тамани с всея Кубанской стороны к России».

Читаем: «В прошедшую с Портою Оттоманскою войну, когда силы и победы оружия Нашего давали Нам полное право оставить в пользу Нашу Крым, в руках Наших бывший, Мы сим и другими пространными завоеваниями жертвовали тогда возобновлению доброго согласия и дружбы с Портою Оттоманскою, преобразив на тот конец народы Татарские в область вольную и независимую, чтоб удалить навсегда случаи и способы к распрям и остуде, происходившим часто между Россией и Портою в прежнем Татар состоянии».

Дадим небольшое историческое пояснение. Оттоманской войной в манифесте названа Русско-турецкая война 1768-1774 годов. Эта война стала кульминацией в столкновении интересов Российской и Османской империй (Турцией). Россия стремилась получить выход к Черному морю, а Турция, в свой черед, рассчитывала на расширение своих владений в Северном Причерноморье и на Кавказе, а также на территории Подолии и Волыни, и, в конечном счете, на установление протектората над Речью Посполитой. Оказывается, что в Русско-турецкой войне активно действовал польский фактор: Османская империя выступала в качестве союзника польских конфедератов, противостоявших усилению российского влияния в Речи Посполитой. Политический кризис в Польше и стал формальным предлогом для начала военных действий Турции против России. На стороне конфедератов выступали также Франция и Священная Римская империя (Австрия), в их интересах также была поддержка Турции в противовес усилению влияния России на Черном море.

Действительно, в ходе Русско-турецкой войны у России был шанс получить весь Крымский полуостров. Однако по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору, заключенному в 1774 году, Россия получила «в вечное и непрекословное ведение» только две крымских крепости – Керчь и Еникале, при этом само Крымское ханство обрело независимость и от Османской империи, и от России.

Дальше читаем манифест Екатерины II: «Не достигли Мы однако ж в пределах той части Империи Нашей тишины и безопасности, кои долженствовали быть плодами сего постановления. Татары, преклоняясь на чужие внушения, тотчас стали действовать вопреки собственному благу, от Нас им дарованному».

В самом деле, независимость Крыма оказалась фикцией. После заключения Кючук-Кайнарджийского договора начался постепенный вывод российских войск с полуострова. Российское правительство намеревалось утвердить свое влияние в Крымском ханстве мирным путем, действуя через лояльного хана Сахиба II Гирея. Однако османские власти предпочли другой ход событий. В 1774 году в Алуште высадился турецкий десант, а российский резидент в Крыму П.П. Веселицкий был взят в плен в Бахчисарае и передан турецкому главнокомандующему Хаджи-Али Паше. В марте 1775 года хан Сахиб II Гирей был свергнут, а вместо него посажен османский ставленник Девлет IV Гирей. В ответ в ноябре 1776 года русские войска вошли в Крым и посадили на ханский трон Шахин Гирея. Однако этот крымский хан, проводивший пророссийскую политику, не пользовался популярностью. В 1782 году против Шахин Гирея него выступил его брат Бахадыр Гирей и крымский муфтий, началось восстание, и крымские татары разделились на две группировки – протурецкую и пророссийскую. Восстание было подавлено русскими войсками, но свирепые репрессии, которые развернул Шахин Гирей против своих политических противников, вынудили хана искать убежища в русском гарнизоне в Керчь. А в Феодосии поддержке Турции новым крымским ханом был провозглашен Махмут Гирей, родственник Шахина. Однако корпус русской армии под командованием генерал-поручика А.Б. де Бальмена разбил войско нового хана, а его самого взял в плен. Шахин Гирей вернулся в Бахчисарай и принялся за старое – массовые казни обрели новый размах. Екатерина II «в самых сильных выражениях» повелела объявить хану, чтобы он остановил расправу и отдал «на руки нашего военного начальства родных своих братьев и племенника, так же и прочих, под стражею содержащихся». Бахадыр и другие Гиреи были спасены от смерти, кроме Махмута. Тот был побит камнями, а вместе с ним замучены и другие повстанцы. В результате разразился новый мятеж. Екатерине II не оставалось ничего иного, как принудить своим повелением Шахин Гирея к добровольному отказу от ханства. В феврале 1783 года Шахин Гирей отрекся от престола и переехал в Россию. А 8 апреля был издан известный нам манифест о включении Крымского ханства в состав Российской империи. Кстати, эти перипетии крымской истории довольно внятно изложены и в самом манифесте.

Несколько слов стоит сказать о последующей судьбе непутевого Шахин Гирея. После отречения бывший хан жил вначале в Тамани, затем до 1786 года – в Воронеже, а потом еще год в Калуге. В 1787 году Шахин Гирей подался в Османскую империю, где его отправили в ссылку на остров Родос. Там он был вскоре казнен по приказу султана Абдул-Хамида I.

Теперь о причинах присоединения Крыма. В документе Екатерины II они изложены так: «по долгу предлежащего Нам попечения о благе и величии отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир между Империями Всероссийскою и Оттоманскою заключенный, который Мы навсегда сохранить искренно желаем, не меньше же и в замену и удовлетворение убытков Наших решились Мы взять под державу Нашу полуостров Крымский, остров Тамань и всю Кубанскую сторону».

Кстати, тем же числом, что и манифест был датирован и рескрипт Екатерины II о мерах для ограждения новых областей и «отражения силой силою» в случае новых актов враждебности со стороны Османской империи. Уже в апреле 1783 года к Крымскому полуострову, переименованному в Тавриду, был направлен фрегат «Осторожный» под командованием капитана II ранга И.М. Берсенева. Целью этой экспедиции было определение удобного места для гавани на юго-западном побережье. Берсенев отметил бухту у поселка Ахтиар недалеко от развалин Херсонеса-Таврического и рекомендовал ее в качестве базы для кораблей будущего Черноморского флота. Указом от 10 февраля 1784 года Екатерина II повелела основать здесь «военный порт с адмиралтейством, верфью, крепостью и сделать его военным городом». Так был заложен порт-крепость, названный русской императрицей Севастополем — «Августейшим», то есть «Императорским городом».

Также указом Екатерины II от 2 февраля 1784 года была учреждена Таврическая область, в которую входил «...полуостров Крым с землею, лежащей между Перекопа и границ Екатеринославского наместничества». Управляющий этой областью Екатеринославскому и Таврическому генерал-губернатору князю Г.А. Потемкину было предписано разделить ее на уезды, назначить в ней города и «приуготовить к открытию в течение нынешнего года». 22 февраля 1784 года Севастополь, Феодосия и Херсон были объявлены открытыми городами для всех народов, дружественных Российской империи. В тот же день указом российской императрицы высшему сословию Крыма были предоставлены все права и льготы российского дворянства. В российской Тавриде не вводилось крепостное право, социальные и экономические отношения между крымской знатью и крестьянами не были изменены, а татары были объявлены казенными крестьянами. Однако земли и доходы, принадлежавшие ранее крымскому хану, теперь перешли к русской казне.

Началось хозяйственно-экономическое развитие Крыма. В конце 1783 года были отменены внутренние торговые пошлины, что привело к быстрому увеличению внутреннего товарооборота. С весны 1784 года в Крыму началась раздача новых казенных земель. Здесь стали селиться как русские казенные крестьяне и отставные солдаты, так и выходцы из Турции и Польши. По приглашению Г.А. Потемкина в русскую Тавриду потянулись иностранные специалисты по садоводству, виноградарству, шелководству и лесному хозяйству. В 1785 году все крымские порты были освобождены от уплаты таможенных пошлин сроком на 5 лет. К концу XVIII века оборот русской черноморской торговли вырос в несколько тысяч раз и составил два миллиона рублей. А население Крыма к этому времени составило сто тысяч человек против 60 тысяч в 1783 году.

Однако отражать «силой силою» после мирного присоединения Крыма России все же пришлось. Османская империя не смирилась с этой потерей и усиленно готовилась к новой войне. К крымскому реваншу ее подталкивала Англия, которая, со своей стороны, не хотела мириться с русской конкуренцией в торговом мореплавании на Черном море. От Англии не отставала и Пруссия, имевшая свои виды на польские территории и заинтересованная в ослаблении России в целом. В 1787 году Турция предъявила Российской империи ультиматум с требованием восстановить вассалитет Крымского ханства и Грузии. А получив отказ, Османская империя 13 августа 1787 года объявила России войну. Союзником России в этой войне выступила Священная Римская империя. Уже 21 августа того года турецкий флот атаковал российский у крепости Кинбурн на западном побережье Крыма. Русские суда были вынуждены отступить в лиман, однако последующие атаки турецкого десанта были отбиты русскими войсками под командованием А.В. Суворова. Далее одна за одной следовали русские победы – морское сражение у Фидониси (июль 1788), осада и капитуляция крепости Хотин (сентябрь 1788), взятие Очакова (декабрь 1788), сражение под Фокшанами (июль 1789), взятие крепости Бендеры (ноябрь 1789), морское сражение у мыса Тендра (август 1790), штурм Измаила (декабрь 1790) и взятие Анапы (июнь 1791). Конец Русско-турецкой войне 1787-1791 годов положил договор о мире, заключенный между Россией и Османской империей 29 декабря 1791 в городе Яссы в Молдавском княжестве.

Согласно этому договору «вечного мира» за Россией окончательно закреплялось все Северное Причерноморье, включая Крым.

 Александр Пыжиков, доктор исторических наук РАНХ и ГС

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram