> Какое послание миру заключено в мавзолее Ленина - Аргументы Недели

//История

Какое послание миру заключено в мавзолее Ленина

27 января 2015, 11:01 [«Аргументы Недели», Александр Пыжиков ]

«Ленин умер, но дело его живет», – этот лозунг, провозглашенный партией после смерти Владимира Ильича, помог мне найти архитектурный образ мавзолея. Я создал композицию ступенчатого памятника-трибуны».

Этими словами раскрывает идеологическую и художественную символику мавзолея Ленина его творец – архитектор Алексей Викторович Щусев. «Идеи и дело Ленина бессмертны» – такое послание, исходящее из мавзолея, превращало усыпальницу вождя мирового пролетариата в центральное культовое сооружение новой религии – ленинизма. А художественный образ, воплощенный в мавзолее, должен был очень емко и наглядно воплощать в себе это послание.

«Я искал аналогии во всей истории архитектуры. Форму пирамиды я нашел неподходящей для мавзолея», – признавался впоследствии сам Щусев. «Египетский вариант» показался ему непригодным для выражения главной идеи – «… но дело его побеждает». А решение о выборе художественной концепции для мавзолея зодчему необходимо было принять очень быстро. Ленин скончался 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут в подмосковных Горках. Для увековечения памяти вождя была создана комиссия под председательством Ф.Э. Дзержинского и В.М. Молотова.

А в ночь с 23-го на 24 января члены комиссии лично передали академику архитектуры А.В. Щусеву правительственное задание на проектирование и строительство временного мавзолея. «Около 12 часов ночи, – вспоминал Щусев, – я был срочно вызван в Колонный зал Дома Советов… Я имел время только для того, чтобы захватить необходимые  инструменты из мастерской… Уже наутро необходимо было начать разработку трибун, закладку фундамента и склепа мавзолея».

Перед началом работ Щусев провел совещание со своими друзьями-архитекторами, и уже тогда он ясно высказал соображения по поводу главных архитектурных принципов: силуэт постройки должен быть не высотным, а ступенчатым, надпись – простая, в одно слово – ЛЕНИН. «К четырем часам утра эскизный набросок мавзолея был готов», – свидетельствует Щусев. Дальнейшие работы шли такими же ударными большевистскими темпами: на утро была произведена разбивка сооружения на площади, вбиты колышки и начались земляные работы. Вот тут-то и встретились первые трудности. Смерзшуюся на 28-градусном морозе землю не брали ни лопаты, ни ломы, и пришлось вызывать команды подрывников. Взрывы сотрясали Красную площадь почти сутки. И только потом началось рытье котлована и строительство деревянного каркаса. Согласно щусевскому проекту, сооружение состояло из трех основных частей – кубического цокольного этажа, среднего яруса с геометрическими ступенями и высокого монумента в виде четырех колонн, перекрытых антаблементом. В целом же это напоминало вавилонский зиккурат. Однако из-за крайне жестких сроков строительства были сооружены лишь нижний и средний ярусы мавзолея, а строители покидали объект уже при непосредственном приближении войск, участвовавших в похоронах.

Это было в воскресенье 27 января 1924 года. Именно в этот день первый временный мавзолей Ленина принял своих первых посетителей.

Место у Кремлевской стены напротив Сенатской башни, на котором сооружен мавзолей, было облюбовано большевиками буквально с первых дней их прихода к власти. 10 (23) ноября 1917 года в братских могилах у Кремлевской стены, в том числе и у Сенатской башни, были захоронены те, кто погиб, сражаясь за новую власть в ходе уличных боев и штурма Кремля. А через год – 7 ноября 1918 года Свердлов и Ленин открыли на Сенатской башне мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов». Перед башней была сооружена трибуна, на которой, кстати, выступал и сам Ленин. 18 марта 1919 года за этой трибуной у Кремлевской стены был похоронен Свердлов, а 27 января 1924 года в собственном мавзолее на этом месте лег и Ленин.

Решение о сохранении тела Ленина было принято на II Съезде Советов 26 января 1924 года. В обращении «К трудящемуся человечеству» говорилось: «Мы хороним Ленина. Всемирный гений рабочей революции отлетел от нас. Великан мысли, воли, дела умер… Все поняли, что закатилась яркая звезда человечества. Из гроба своего Ленин встал перед миром во весь свой гигантский рост… На рубеже новой эпохи в веках будет стоять эта громадная фигура. Ибо Ленин был и будет, даже после своей физической смерти, вождем нового человечества, глашатаем, пророком, творцом нового мира».

И во весь свой гигантский рост Ленин должен был встать из мавзолея. Вначале это был лишь временный вариант усыпальницы вождя. А в мае 1924 года все тому же Щусеву было поручено придать ему новую архитектурно-художественную форму, не меняя при этом основной конструкции. Новое сооружение должно было оставаться деревянным, но обрести более монументальный облик. В постановлении Тройки от 13 ноября 1924 года отмечалось: «Мавзолей должен быть импозантным зрелищем, центром притяжения для всех глаз». Слово «импозантное» в этом документе звучит довольно легковесно, но будем полагать, что в то время оно было более солидным.

В этом же постановлении содержались и конкретные предписания в отношении конструкции мавзолея. В центре его должен находиться зал, посреди которого «покоится всем зримое тело или гроб-саркофаг». Правда, с оговоркой: «если надежды на очень длительное сохранение тела оправдаются». Далее предусматривалось наличие свободного прохода вокруг гробницы от входной двери к выходной, а также добавочные помещения, в том числе большие залы ожидания. А на внутренних стенах предполагалось разместить фрески, «изображающие главные этапы мировой революции, в особенности рабочего движения, и специально служение ему Владимира Ильича». Кстати, уже в первом, временном мавзолее тот зал, в котором находился гроб с телом Ленина, был декорирован тканями по рисункам замечательного театрального художника И.И. Нивинского. И последнее, на что указывалось в постановлении: с внешней стороны мавзолей должен иметь характер огромной трибуны. Таким образом трибуна, с которой ранее выступали на Красной площади лидеры революции, оставалась на своем месте, однако теперь возносилась на кровлю мавзолея.

26 марта 1924 года временный мавзолей был закрыт для посетителей, и началось строительство новой усыпальницы. В документах того времени читаем, что только в течение полутора месяцев с 27 января в первоначальный мавзолей было допущено более 100 000 человек. Новый мавзолей был готов к июню 1924 года. По своему облику это была все та же усеченная ступенчатая пирамида, напоминавшая зиккурат. «В конце мая, писал Щусев, – мавзолей был закончен и обнесен железной оградой, внутри которой были разбиты клумбы с цветами». Действительно, по сохранившимся фотографиям, можно судить о том, что вокруг мавзолея было довольно зелено, а один из снимков даже запечатлел пальму по правому краю. В высоту это сооружение достигало 9-ти, а в длину 18 метров.

Просуществовал деревянный мавзолей 5 лет, до 1929 года. «За пять минувших лет, – писал Щусев, – образ стал известен во всех уголках земного шара, контуры его знают и любят даже маленькие дети. Поэтому правительством было решено не изменять архитектуры мавзолея, и мне точно было поручено воспроизвести его в камне». И новый каменный мавзолей практически повторил в плане своего деревянного предшественника. Однако потребовалась серьезная работа по изменению композиции, размеров и пропорций памятника. В длину по фасаду мавзолей теперь растянулся до 24 метров, а в высоту поднялся до 12-ти. Согласно правительственным директивам мавзолей должен был сооружаться исключительно из отечественных материалов. Красный гранит добывался в окрестностях Житомира, плита, венчающая сооружение, выполнена из карельского красного порфира, а поддерживающие ее колонны – из различных гранитных пород, привезенных из республик СССР.

 «Мавзолей рассчитан на многие века, – писал Щусев, – и поэтому гранитные работы должны были производиться с особой тщательностью, гарантирующей от теплового расширения и от расхождения швов между кусками гранита». Монолит из черного лабрадора, на котором инкрустацией из красного порфира выгравирована надпись – ЛЕНИН, весит 60 тонн.

Итак, согласно своему изначальному предназначению, мавзолей Ленина становился не только культовым объектом – усыпальницей Вождя мирового пролетариата, но еще и всесоюзной, а может быть и мировой трибуной. С этой трибуны лидеры строительства коммунизма могли обращаться ко всему прогрессивному человечеству. А также принимать военные парады. Для этой цели конструкция мавзолея нуждалась в дополнительном укреплении. Чтобы избежать сотрясения сооружения при прохождении во время парадов на Красной площади тяжелой техники, котлован, в котором установлена железобетонная плита фундамента, а также железобетонный каркас мавзолея были засыпаны чистым песком. Абсолютного покоя требовало и бальзамированное тело Ленина: ничто не должно было нарушать работу точных приборов, следивших за контролем температуры и вентиляцией здания.

Сооружение гранитного мавзолея было завершено в октябре 1930 года. Щусев получил звание «Заслуженный архитектор СССР». Кстати, это звание, а также высокий статус «автора мавзолея» послужило охранной грамотой в годы репрессий не только самому зодчему, но и тем его друзьям и коллегам – архитекторам, художникам и искусствоведам – за которых он заступался перед властями.

В дальнейшем мавзолей постигли лишь незначительные переделки, в 1945 году кроме двух боковых трибун была устроена еще одна – главная трибуна на пирамидальной части мавзолея. Она предназначалась для руководителей партии и правительства. Уже позднее позади мавзолея соорудили особую пристройку, в которой находился эскалатор. Для подъема на центральную трибуну руководителей партии и правительства.

…Давно уже нет тех руководителей партии и послушного ей правительства, но бальзамированное тело Ленина по-прежнему покоится в своей усыпальнице. О чем нам и сообщает массивная плита из черного лабрадора с инкрустацией из красного порфира. Но мы не хотим сейчас вторгаться в бурные дискуссии по поводу перезахоронения тела Ленина. Нас интересует сам мавзолей. А он по-прежнему, без всякой идеологической нагрузки, служит главной архитектурной доминантой Красной площади, и облик ее без него несостоятелен. По сути перед нами замечательный пример того, как сравнительно небольшое по объему, но гениально рассчитанное по пропорциям архитектурное сооружение держит на себе и организует гигантское окружающее пространство. А это пространство – главная площадь страны. Вот только понять бы, есть ли у этой уникальной архитектурной формы новое содержание, и в чем состоит его послание?

Александр Пыжиков, доктор исторических наук РАНХ и ГС



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте