1 ноября 1899 года был торжественно спущен на воду легендарный крейсер «Варяг». Но большинство из нас знает лишь малую часть этой легенды. Об американском следе и других неизвестных подробностях истории крейсера – в нашем материале.
«Наверх, вы товарищи, все по местам!
Последний парад наступает!»
Наверное, нет смысла пояснять, что за песня начинается с этих строк. «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»» - давно стала народным гимном морской славе России. Этот гимн прославляет подвиг экипажа бронепалубного крейсера 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры Военно-морского флота России.
27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года «Варяг» пытался прорвать блокаду японской эскадры при выходе на внешний рейд из нейтрального корейского порта Чемульпо, вступил в неравный бой с японскими кораблями, был вынужден повернуть обратно. После эвакуации команды на нейтральные корабли русский крейсер был затоплен путём открытия кингстонов. Это решение принял командир корабля капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев. Героическая гибель «Варяга» сразу же стала событием мирового значения.
О том, как это событие было воспринято к России, красноречиво говорит публикация в газете «Русь» от 31 января (13 февраля): «Слух о гибели "Варяга" и "Корейца", к несчастью, подтвердился. К Чемульпо подошла целая японская эскадра и понятно, что один крейсер и небольшая канонерская лодка не могли бороться с такой эскадрой. Не могли... а все же боролись. Когда у "Варяга" была сбита мачта, и получено серьезное повреждение в кормовой части – повреждение, вследствие которого начался пожар, "Варяг" отошел вместе с "Корейцем" на внутренний рейд. Здесь наши моряки, верные своему старинному воинскому долгу, что "русские не сдаются", взорвали "Корейца", а "Варяг" – сгорел и затонул».
Заголовок этой публикации: «Россия исполнилась гневом...» Мировая печать также запестрела заголовками, красочно описывая подробности морского боя. Однако сочувствие России выражали не все. И это понятно, поскольку за этим первым военным столкновением между Россией и Японией стояли Великобритания и США. Именно они в то время оказывали военную и финансовую помощь Японии, преобразившейся к началу XX века из средневековой самурайской монархии в развитую индустриальную державу, а можно сказать, что уже и в сверхдержаву. Солидарность с Россией выражала прежде всего Франция. В тот самый день, когда состоялся бой при Чемульпо, петербургская газета «Новое время» сообщала: «Французы не одобряют подстрекательств некоторой части английской печати Японии к войне. Это неодобрение произвело здесь такое сильное впечатление, что среди англичан раздаются голоса о воздержании от нападок на Россию, чтобы не раздражать этим Франции». По свидетельству корреспондентов «Нового времени», почти все германские газеты «осуждают дерзкое поведение Японии без объявления войны, а также подзадоривание Англии, и возлагают ответственность на обоих».
Кстати, неожиданным свидетельством солидарности с Россией служит и наш неофициальный военно-морской гимн – «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг». Ведь оригинальный текст этой песни вовсе не русского, а немецкого происхождения! Вернее австрийского. То, что мы привыкли петь или слушать на родном языке – на самом деле лишь талантливый перевод русской поэтессы Евгении Студенской стихотворения австрийского поэта Рудольфа Грейнца. В немецком оригинале стихотворение так и называлось - «Der "Warjag»». Примечательно, что сам Грейнц вовсе не был ни русофилом, ни поэтом воинской доблести. Впервые стихотворение «Der "Warjag»» было опубликовано в 10-м номере мюнхенского сатирического и общественно-политического журнала «Jugeng» за 1904 год. Конечно, пафос немецкого стихотворения был вовсе не сатирическим, а антимилитаристским. Патриотическое звучание стихотворение «Der "Warjag»» приобрело уже в переводе Е.М. Студенской.
Об истории крейсера «Варяг» и о морском сражении при Чемульпо написано очень много. При желании пытливые читатели могут найти ответы на любой вопрос, связанный и с историей легендарного крейсера и с историей Русско-японской войны. А ведь бой в бухте Чемульпо был первым морским сражением этой войны!
Здесь и сейчас мы хотели обратить внимание лишь на некоторые примечательные аспекты в истории «Варяга».
Прежде всего, это «американский след». Легендарный корабль был вовсе не русской, а американской постройки. Это был заказ российского военно-морского ведомства, который осуществила американская судостроительная компания William Cramp & Sons. Ее заводы располагались на окраине Филадельфии (штат Пенсильвания), на левом берегу реки Делавэр.
Параллельно с сооружением «Варяга», буквально на соседнем стапеле William Cramp & Sons строила еще один корабль для российской тихоокеанской эскадры – броненосец «Ретвизан».
19 октября (1 ноября) 1899 года после освящения и молебна крейсер «Варяг» был торжественно спущен на воду. А проводил этот церковный обряд епископ Алеутский и Аляскинский Тихон (Белавин), будущий патриарх и святой Русской православной церкви. Однако после спуска на воду на крейсере потребовалось провести дополнительные работы и устранить недоделки. Наконец, 2 января (но новому стилю) 1901 года на судне были подняты андреевский флаг и вымпел.
В марте того же года корабль навсегда распрощался с Филадельфией и 3 мая отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. Через две недели на «Варяге» прошел смотр, который посетил лично император Николай II. А затем уже крейсер «Варяг» отбыл к месту постоянного базирования на Дальний Восток и 25 февраля 1902 года прибыл на рейд Порт-Артур. До Порт-Артура «Варяг» побывал в Германии, Дании, Франции, Персидском заливе, Сингапуре, Гонконге и Японии и везде производил сильное впечатление не только совершенством корабельного дизайна, но и уровнем технического оснащения.
Кстати, на то время заказы российского Морского министерства России нередко размещались заграницей. Только печальные уроки Русско-японской войны и особенно Цусимского разгрома вынудили русское правительство разработать серьезную морскую программу и приступить к созданию нового мощного военного флота. Преимущественно с ориентацией на собственные силы.
Итак, в начале славной истории «Варяга» обнаруживается «американский след». Но вот свой конец легендарный крейсер обрел вовсе не в бухте Чемульпо. Конечно, по приказу капитана В.Ф. Руднева команда открыла кингстоны, и корабль пошел на дно. Именно этот поступок вызвал небывалое восхищение не только в России, но и во всем мире: «русские не сдаются!» В честь оставшихся в живых офицеров и матросов «Варяга» императором Николаем II в Зимнем дворце 16 апреля 1904 года был устроен торжественный прием. На обеде с моряками присутствовала вся царская семья. Именно тогда впервые прозвучала столь знакомая песня. Различные ордена империи – «Георгии», «Владимиры», «Станиславы» и «Анны» с мечами и бантами получили офицеры. Впервые в истории Российского флота «Георгиями» были награждены механики и врачи, нижние чины получили знаки отличия Военного ордена 4-й степени. В обращение выпущена 50-рублевая золотая монета, посвящённая подвигу “Варяга”.
Почет, оказанный героям на родине, был, что называется, самого высшего разряда. А далее история получила такой неожиданный поворот. По окончании войны с Россией японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга», а в 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил командиру русского крейсера орден Восходящего Солнца II степени. Японцы сочли, что русские моряки поступили согласно кодексу самурайской чести. Высокую награду от своих вчерашних врагов русский флотоводец принял, хотя никогда не демонстрировал ее публично.
Итак, «Варяг» пошел на дно в бухте Чемульпо. Но при затоплении крейсера японские моряки спасли носовой флаг русского крейсера. Кстати, В 2009 году этот флаг, хранившийся в Метрополитен-музее в корейского города Инчхона (бывшего Чемульпо), был передан России. Но на дне бухты Чемульпо «Варяг» обрел лишь временный конец. Вернее, на этом заканчивается его «русская история» и начинается история японская.
В 1905 году легендарный «Варяг» был поднят японцами со дна, отремонтирован и вступил в строй в качестве японского крейсера 2-го класса «Соя». Использовали его преимущественно как учебный корабль. Во время Первой мировой войны Япония и Российская империя стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» вместе с броненосцами «Сагами» и «Танго» (бывшие российские корабли «Пересвет» и «Полтава») был выкуплен русским правительством. И 4 апреля того года «Варяг» вновь стал «Варягом» в составе флотилии Северного Ледовитого океана, и над кораблем взвился андреевский флаг. Обновленному «Варягу» предстояло свершить переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане (современный Мурманск).
Но в феврале 1917 года он был отправлен на ремонт в Великобританию. Революционные события 1917 самым печальным образом отразились на судьбе корабля: британские власти конфисковали «Варяг» после отказа большевиков платить по долгам Российской империи. В 1920 году англичане продали «Варяг» на слом немецкой фирме. В 1922 году при буксировке обреченный корабль наскочил на скалы во время шторма и затонул у берегов Ирландского моря. То роковое место находится в 60 милях к югу от Глазго, в полукилометре от берега. Часть металлических конструкций с попавшего в капкан «Варяга» была растащена местными жителями. А в 1925 году немецкая компания, занимавшаяся разделкой крейсера на металлолом, взорвала корпус "Варяга", просто чтобы облегчить себе работу.
«Шотландская слава» все же пришла к «Варягу»: в сентябре 2007 года памятник легендарному крейсеру был воздвигнут в местечке Лендалфут, недалеко от места гибели. Ведь именно там, а вовсе не в Желтом море, закончился исторический путь легенды российского флота. Слава же «Варяга» пережила его историю и увядать не собирается. С этими историческими поправками в уме и следует исполнять последний куплет песни о «Варяге»:
«Не скажет ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага,
Лишь волны морские прославят вдали
Геройскую гибель «Варяга»!»
Александр Пыжиков, доктор исторических наук РАНХ иГС