Аргументы Недели → История № 32(273) от 18.08.2011

Советский аналог американской «Суперкрепости»

, 19:50

История советского самолета Ту-4 наверняка известна многим читателям «АН», но все же напомним некоторые подробности – уж очень они характерны для той эпохи.

Эта машина – наш аналог знаменитого американского дальнего бомбардировщика В-29, могучего четырехмоторного «Суперфорттресса» («Суперкрепости»), красы и гордости ВВС США. Именно с В-29 была, например, сброшена бомба на Хиросиму.

В 1944–45 гг. четыре (по другим данным, пять) В-29 оказались на советском Дальнем Востоке: во время налетов на Японию машины были повреждены зенитным огнем, и экипажи, дотянув до ближайшей безопасной территории, совершали вынужденную посадку. СССР самолеты США не возвращал – просто не имел такого права. С Японией в тот момент воевали американцы, а не мы, у нас же с Токио действовал договор о ненападении, который подчеркнуто соблюдался до мелочей, чтобы не провоцировать японцев на агрессию. Согласно тогдашним договоренностям, экипажи и техника были интернированы. В-29 стояли на аэродроме Романовка и не летали.

При этом потребность в машинах такого типа у СССР была, но все попытки получить от США сами В-29 или документацию кончались ничем. Тогда и возникла идея: скопировать имеющиеся «суперкрепости». Ничего предосудительного в таком заимствовании нет – не обвиняет же никто в плагиате, скажем, древних римлян, которые во время Пунических войн скопировали выброшенный на мель корабль карфагенян и создали свой флот.

Дальнейшая история превращения американского В-29 в советский Б-4 (а позднее в Ту-4) достойна стать сюжетом увлекательного телесериала. Чего стоит, например, один только перегон с Дальнего Востока в Москву незнакомых нашим летчикам машин, на одной из которых вдобавок американцы после посадки разбили все навигационное оборудование (секреты береглись даже от русских союзников)! Некоторые подробности перегона есть в мемуарах известного советского полярного аса В. Перова «От Арктики до Антарктики», поскольку занимался этим его друг подполковник С. Рейдель, получивший по итогам операции орден Ленина. А потрясающая работа инженеров, конструкторов, заводских рабочих авиапрома! Ведь, чтобы даже просто скопировать В-29, нам пришлось в сжатые сроки «догнать и перегнать Америку», совершить качественный рывок в технологиях, в организации и культуре производства!

Кстати, разговор о копировании требует оговорок: что-то на Ту-4 «страха ради» дублировалось абсолютно и бездумно (вплоть до держателей для банок кока-колы и пепельниц), а что-то – например моторы – с самого начала ставилось отечественное. У США был свой технический уровень и возможности, у нас свои – приходилось выкручиваться.

В конце 1948 г. самолет был готов. Началось серийное производство. По ходу дела шли доработки, появлялись новые модификации. США к тому времени стали уже стратегическим противником. Но Ту-4 мог нести атомное оружие – и это уравновешивало силы.

Всего было построено 847 экземпляров машины. В 1953 г. 25 самолетов мы передали своему тогдашнему главному союзнику – Китаю. Потом советско-китайские отношения испортились, мы перестали помогать Пекину в обновлении авиационного парка, и в ВВС Китая несколько модернизированные Ту-4 служили еще долго.

В СССР же выпуск Ту-4 прекратили в 1952 г. – пришло новое поколение техники, и машину признали морально устаревшей.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram