Недавняя гибель президента Польши Леха Качиньского в авиакатастрофе под Смоленском невольно вызывает в памяти другой сюжет. В 1943-м разбился самолет, на котором летел премьер-министр тогдашнего эмигрантского правительства страны, генерал Владислав Сикорский. И когда говорят об этой истории, тоже вспоминают горькое слово «Катынь».
Сикорский в момент гибели находился в центре острейшей политической интриги. В феврале 1943‑го немцы обнаружили катынские захоронения. Генерал был в ярости. Он напрочь отверг советскую версию (польских офицеров расстреляли немцы), давил на Черчилля, чтобы тот потребовал от Москвы реального расследования. Дело закончилось разрывом в апреле 1943-го советско-польских дипломатических отношений. Внутри антигитлеровской коалиции возникли смущающие всех сложности. Когда в такой момент такой человек гибнет в авиакатастрофе – «теория заговора» неизбежна.
Главный вопрос – кому было выгодно убрать генерала?
Рука Москвы?
Кандидат №1 – Сталин. Сикорский был для него врагом. Врагом давним – генерал прославился в советско-польской войне 1920 г., торжествовал тогда победу (а Сталин унижений не забывал). Врагом несломленным и после крушения Польши – например в 1940-м, при нелегальном переходе советской границы были схвачены личные эмиссары Сикорского братья Юзеф и Станислав Жимерские. При них нашли инструкции эмигрантского премьера польскому подполью по организации борьбы на «подсоветской» территории (бумаги расшифровали, разгадав, что код – поэма А. Мицкевича «Дзяды»). И хотя с началом Великой Отечественной закоренелые противники заключили мир и договорились о совместной борьбе с Гитлером («пакт Сикорского – Майского»), хотя в 1942-м Сикорский прилетал в Москву, встречался со Сталиным, участвовал в переговорах по «армии Андерса» – после Катыни все изменилось.
Но и Сталин не мог в разгар войны ставить под угрозу союз с Британией и США! Кроме того, устранение генерала (самой сильной фигуры в польской элите) позволяло хозяину Кремля по-новому перетасовать «польскую колоду». Сикорского нет, отношения с эмигрантским правительством разорваны – значит, можно поднимать на щит «наших» поляков (московский «Союз польских патриотов»), формировать «наше» Войско Польское…
Как Москва реально могла добраться до строптивого генерала? Ну, вспомним хотя бы, что в Гибралтаре тогда «по делам службы» находился чиновник английской разведки Ким Филби – советский суперагент.
Чисто английское убийство?
Кандидат №2 – Черчилль. Британскому льву союз с Москвой в тот момент тоже был важнее польской обиды. Гибралтар – английская военная база, именно у англичан здесь была реальная возможность подготовить диверсию.
«Античерчиллевская» конспирология началась в 1968‑м – с постановки в Лондоне пьесы драматурга Р. Хоххута «Солдаты». Черчилль в ней убирал Сикорского «из высших соображений». Скандал дошел до парламента, но Хоххут пояснил: это лишь литературное произведение. А отталкивался он от воспоминаний югославского диссидента М. Джиласа. Тот в войну был партизанским соратником Тито, летал в Москву на встречу со Сталиным, и Сталин якобы тогда предупреждал: будьте поосторожнее с Черчиллем: «А то сделает с Тито то, что с Сикорским». Но после пьесы Хоххута известный своими прогерманскими симпатиями историк Д. Ирвинг выпустил книгу, где прямо заявил, что генерала ликвидировали англичане, а непосредственный исполнитель – пилот Прхал. Почему чех единственный оказался в спасательном жилете?
Дальше всех пошел польский историк Д. Балишевский: этот доказывал, что Сикорского в Гибралтаре вообще задушили до полета русские с помощью англичан. А Зофью выкрали и отправили в ГУЛАГ. Катастрофа же понадобилась, чтобы замести следы. Отдает дешевым детективом, но в Польше эта версия была особенно популярна.
Гибель генерала: обстоятельства
1943 год. Бежавшее от немцев правительство Польши нашло прибежище в Англии. Возглавляет его генерал брони (генерал-полковник) Владислав Сикорский. В конце июня 1943 г. он вылетает в Египет для инспекции «армии Андерса» – частей, недавно сформированных в СССР из бывших польских военнопленных, выведенных за границу и включенных в состав британских войск. Возвращение в Лондон – через Гибралтар.
4 июля 1943 г. в 23.07 переоборудованный для пассажирских перевозок бомбардировщик «Либерейтор» AL523 взлетел со здешнего английского военного аэропорта и пошел над Гибралтарским заливом. На борту находились семнадцать человек: сам В. Сикорский, его дочь Зофия (служила в отцовском штабе), начальник Генштаба генерал Т. Климецкий, еще четыре польских офицера и четверо англичан – два офицера и два сотрудника разведки. Плюс – шесть членов экипажа. За штурвалом – капитан Эдвард Прхал, чех, офицер английских ВВС, постоянный пилот Сикорского.
16 секунд «Либерейтор» летел на высоте 50 м от воды, потом чуть снизился для набора дополнительной скорости (обычный маневр, когда самолет перегружен) – и вдруг врезался в воду. При ударе разломился.
Аварию наблюдали на аэродроме. К месту падения тут же помчался катер. Но жив был лишь Прхал – его удержал на воде предусмотрительно надетый спасательный жилет. Выловили еще двенадцать тел, одно из них – Сикорского. Четверых (в тот числе Зофию) не нашли.
Поднять смогли лишь часть обломков самолета.
Контрдоводы
Любые версии – лишь версии. Нужны доказательства. А если их нет – на каждый довод найдется контрдовод.
Сколь ни оскорбительна была для поляков Катынская трагедия, сколь ни была яростной реакция Сикорского – подорвать союз Сталина, Черчилля и Рузвельта это не могло. Реально Сикорский в тот момент – второстепенная фигура, глава одного из эмигрантских правительств. Таких в Лондоне много сидело, мало ли у кого какие обиды и амбиции!
Сталин после гибели генерала начал по-своему разыгрывать «польскую карту»? Но его сама ситуация к этому толкала! Филби был в Гибралтаре? Ну, был… И из этого следует, что он ночью бегал к самолету учинить какую-нибудь бяку? «Красный тиран» что-то говорил Джиласу? Даже если так – дальше что?
А после выхода книги Ирвинга бывший пилот Прхал подал на него в суд. Старик объяснял: да, надел я в тот роковой день этот чертов жилет. Почему – не знаю! Шестое чувство. Но в той аварии я чудом не погиб, меня выбросило из кабины с переломанным бедром. Ирвинга признали виновным в клевете, он заплатил большой штраф.
Так, может, отбросить «теорию заговора»?
Несчастный случай?
Эдвард Прхал при расследовании показал: самолет упал из-за того, что заклинило рули высоты. Почему заклинило? Следствие (правда, действительно проведенное второпях) нашло свои объяснения.
«Либерейтор» Сикорского был перегружен. Не только людьми. Воюющая Англия жила голодно. Потому в Египте, где Сикорский встречался с андерсовцами, элементарно дозакупили запас продуктов (надо полагать – еще и на тех сотрудников, которые оставались в Лондоне). Ими был забит самолет. В Гибралтаре добавили коробки с апельсинами. И тут в последний момент выяснилось, что на борт надо брать еще одного человека. Прхал не хотел, подчинился лишь приказу.
При этом летевших попросили заодно прихватить с Гибралтара мешки с почтой – небольшие, полупустые, легкие. Следствие выяснило: их передавали в самый последний момент. А в самолете все уже было битком – и мешки, видимо, кинули внутри машины у боковой дверцы (у входа, проще говоря). Потом несколько штук нашли вывалившимися вдоль взлетной полосы. Это позволило выдвинуть такую версию. То ли перед отлетом второпях дверцу неплотно захлопнули, то ли при разбеге она сама приоткрылась из-за изношенности машины – но порыв ворвавшегося вовнутрь ветра часть мешков выбросил, а часть зашвырнул в хвост самолета. Но летел, напомним, не пассажирский лайнер, а переоборудованный бомбардировщик. Обычная боевая машина, просто внутри – кресла, столики. И все узлы самолетной механики здесь не упрятаны под обшивку салона, как на пассажирском, а открыты – тянутся вдоль стенок фюзеляжа всевозможные провода, кабели, тяги. В том числе – тяги руля высоты. Под одну из них залетевший в хвост мешок с конвертами и забился. При первоначальном подъеме его, видимо, еще как-то зажевало – и все, механизм заклинило. А шел перегруженный «Либерейтор» над самым морем, достаточно было чуть клюнуть носом – и зацепишь волны…
Эксгумация
Но версия, что национальный герой пал жертвой заговора, еще долго бытовала в Польше. В 1993 г. в связи с 50-летием гибели останки Сикорского привезли из Англии и торжественно перезахоронили в Краковском Вавеле. А 2008-м прокуратура возбудила дело о преступлении сталинизма – убийстве генерала. По решению властей, в том числе президента Качиньского (!), провели эксгумацию. Увы – эксперты зафиксировали лишь переломы костей, позвоночника, черепа. Все это бывает при падении с высоты, все несовместимо с жизнью. Но никаких следов удушения, отравления, огнестрельных ранений.
Вопросы сняты? Не до конца.
Почему, когда американская фирма «Консолидейтед», производившая «Либерейтеры», предложила англичанам помощь в расследовании, ей отказали? Почему часть документов о гибели генерала засекречена до сих пор?
Но с другой стороны… Американцы ведь первым делом сказали бы англичанам очевидную, но неприятную вещь: куда вы смотрели, почему такой перегруз? А засекреченность… Вспомним: с Сикорским погибли два английских разведчика. Их имена закрыты до сих пор, известны лишь псевдонимы – мистер Локк и мистер Пиндер. Что это были за люди? Чем занимались? Почему оказались в самолете генерала? Спецслужбы (не только британские) не любят, когда кто-то сует нос в их дела. Погиб сотрудник? Лучше запрятать подальше любые связанные с ним бумаги лет этак на семьдесят пять.
…И все при ближайшем рассмотрении вроде бы логично, все просто. Но ощущение жутковатой мистики не оставляет. Две авиакатастрофы, два польских лидера. Катынь, такая важная для обоих... Словно всосала людей незримая, темными силами закрученная воронка над проклятым местом – прямо как в «Дозорах» Сергея Лукьяненко!
Дважды в одну воронку снаряд не попадает?