> Спасти тазобедренный сустав - Аргументы Недели

//Здоровье 13+

Спасти тазобедренный сустав

№  () от 23 июня 2020 [«Аргументы Недели », Сергей НИКИТИН ]

Профессор Сергей Бубновский, фото соцсети

Доктор медицинских наук, телеведущий и автор многочисленных книг о здоровье профессор Сергей БУБНОВСКИЙ известен как автор кинезитерапии. Излечения методом движения, если проще. Сегодня он рассказывает читателям «АН» о коксартрозе тазобедренного сустава, его признаках и вариантах лечения.

Не было бы счастья...

Тому, что я в итоге стал доктором, поспособствовала, как ни странно, моя болезнь. Именно из-за коксартроза моего тазобедренного сустава я поступил в медицинский институт. В своё время попал в тяжёлую аварию. Врачи буквально собирали меня по частям, спасая мою жизнь. И в этой тяжёлой борьбе не обратили внимания на вывих тазобедренного сустава. Точнее, вывих вправили, но на этом реабилитация закончилась – было слишком много других проблем.

Винить врачей глупо. Я бесконечно благодарен им за то, что всё ещё жив. Но приговор был неумолим: инвалидность и запрет на занятия спортом. В 22 года это было для меня немыслимо. Поэтому я нарушил запрет. Я подвергал свой скелет нагрузкам: пытался играть в футбол и волейбол, занимался карате, йогой, теннисом, были и гири, и штанга, и культуризм.

Если бы всё это было в кино, то в финале фильма я бы своей волей победил болезнь и стал каким-нибудь чемпионом. Но это было не кино. Нагрузка на позвоночник и суставы при слабых мышцах была неимоверная, поэтому уже спустя полчаса после занятий я не мог двигаться из-за боли. Когда однажды после тренировки я не смог сделать и шагу, решил всё-таки понять свою болезнь и найти другой подход. И поступил в медицинский институт.

Одновременно мне диагностировали коксартроз, и я решился на операцию по замене тазобедренного сустава. Но так как серьёзного подхода к реабилитации в Советском Союзе не было (да и сейчас его нет), мне пришлось сражаться с коксартрозом 27 лет. Это была жестокая борьба. Но насколько проще мне было бы, если бы в то время уже существовала современная кинезитерапия! Мне бы удалось вернуть способность ходить и бегать значительно быстрее. Но автором кинезитерапии как раз являюсь я. И разработал её именно в процессе этой борьбы.

Старость не болезнь

Меня часто спрашивают, можно ли вылечить коксартроз какой-либо методикой или гимнастикой. Ответ один – современная кинезитерапия может приостановить процесс, но самый оптимальный способ – это качественная подготовка к операции, сама операция по замене сустава и послеоперационная реабилитация. От коксартроза не умирают, с имплантатом можно довольно быстро вернуться в строй и забыть о болезни навсегда при правильной дооперационной подготовке и послеоперационном восстановлении в нашем центре на специальных тренажёрах.

Каковы же признаки начала болезни? Я приведу типичные клинические симптомы остеоартроза, это касается всех суставов. В своей книге «Правда о тазобедренном суставе: жизнь без боли» я рекомендую обращать внимание на следующие признаки, которые говорят о уже развивающейся патологии:

ночная боль в суставах, которая проходит разве что при засыпании или под утро;

боль при движении;

боль, возникающая после состояния покоя, или «стартовая боль»;

непродолжительная утренняя скованность (возникает и при остеохондрозе);

деформация и костные разрастания в области поражённого сустава (рентгенологический признак);

ограничение амплитуды движений в суставе (этот симптом очень важен, это признак начавшегося и, как правило, уже необратимого процесса разрушения тазобедренного сустава;

хруст при движении (может возникать и у достаточно здоровых людей, например у спортсменов);

болезненность при пальпации в области сустава (не обязательно при коксартрозе);

рентгенологические проявления (без комментариев – это основной и объективный признак).

Кстати, советую забыть формулировку, что коксартроз – это неизбежный спутник старости. Возраст только предрасполагает к этому заболеванию, как и всякий физиологический процесс, но не является его причиной. Старость – не болезнь.

Само по себе это физиологическое явление не может стать патологическим. Я встречал пациенток с тяжёлой формой диспластического коксартроза в возрасте 40–45 лет, которые тем не менее большую часть жизни занимались балетом или танцами. Спортсмены также долго не обращают внимания на боли в ноге и, вместо того чтобы обратиться к специалисту или сделать рентгеновский снимок тазобедренного сустава (что более разумно), увеличивают спортивные нагрузки. Делают они это потому, что сами нагрузки, как ни парадоксально, во время их выполнения снимают боли в ноге. Мышцы при движении усиливают кровообращение, что на время устраняет отёчность мягких тканей, но так как контакт головки бедра с вертлужной впадиной таза увеличивается, а в норме этого быть не должно, то после завершения спортивной нагрузки боли в суставе возвращаются.

Коксартроз, как правило, начинается незаметно, поэтому не следует дожидаться начала болезни. Приходите к нам в центры, чтобы пройти миофасциальную диагностику и узнать, есть ли у вас это заболевание. И если ответ будет положительный, то помните, что это не конец. При правильном подходе болезнь можно и нужно победить.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте