Аргументы Недели Сахалин → Здоровье № 20(664) от 30.05.19

Право больного ребёнка на дистанционное обучение

, 21:48

«Хочешь ходить в школу? А придётся!» Всем детям приходится, с той или иной степенью искренности, отвечать на этот «коварный» вопрос взрослых и выслушивать подобные «сочувственные» заверения. Но то, что для большинства детей является рутиной и обыденностью, для некоторых – невозможно или очень проблематично. Как реализуют своё право на получение образования дети, которые не могут посещать школу по медицинским показаниям?

 Об этом мы поговорили со специалистами отдела сопровождения ИКТ и дистанционного обучения детей-инвалидов Центра информатизации образования, а также департамента образования Южно-Сахалинска.

Выйти за пределы своей комнаты

Чем отличается дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья?

Возможность применения дистанционных технологий в учебном процессе сегодня предоставлена всем обучающимся. При необходимости, используя систему «Сетевой город», учитель передаёт текстовые, графические материалы и получает обратную связь от ученика. Но это, как правило, делается не системно, в процессе организации обучения конкретным учителем. Визуальное же общение преподавателя с учеником посредством специального оборудования становится необходимым в исключительных случаях, когда ребёнок серьезно ограничен в своих возможностях. Таким способом обучаются дети, находящиеся на дому: дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, в силу некоторых причин не имеющие возможности очно посещать школьные предметы. Если врачебная комиссия приходит к выводу, что ребёнок не может посещать школьные занятия, ему должно быть организовано индивидуальное обучение на дому.

Условия для обучения особенных детей с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в Сахалинской области созданы с 2010 года. На базе института развития образования появился отдел дистанционного обучения, занимающийся сопровождением детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время организацией дистанционного обучения занимается отдел сопровождения ИКТ и ДО детей-инвалидов Центра информатизации образования ГБУ «РЦОКОСО». Если в школе появляется ребёнок с ограничениями по здоровью, он может обучаться с применением ДОТ. При вступлении в это региональное мероприятие семье такого ребёнка безвозмездно поставляется набор оборудования (комплектация зависит от заболевания ребёнка) и предоставляется бесплатный высокоскоростной интернет. Такое же оборудование предоставляется школе (количество базовых рабочих мест зависит от числа детей, обучающихся на дому). Составляется индивидуальный учебный план и начинается обучение. В комплект оборудования обычно входит: компьютер, набор датчиков, физическая и химическая лаборатории, микроскоп, графический планшет, фотоаппарат, принтер, сканер, колонки, вебкамера, специальная клавиатура с минимальным нажатием (по необходимости), джойстик, выносные кнопки, дисплей и принтер Брайля (для детей с ограничениями по зрению), головная мышь (по необходимости), конструкторы ЛЕГО с ресурсными наборами.

Обучение происходит в основном посредством программы Skype. Учитель связывается с ребёнком в определённое учебным планом и расписанием время и проводит уроки. Если ученику тяжело выдерживать традиционное время урока (40-45 минут), занятия могут быть переведены из режима онлайн в режим офлайн: ребёнок, получив от учителя объяснение материала, выполняет задания в удобном для него темпе. На дистанционном образовательном портале располагаются все задания и соответствующие теоретические материалы, которыми пользуется ребёнок. Если задания выполнены им на бумаге, он сканирует и закачивает их в систему, а учитель оценивает работу.

Учиться и не только

Помимо обучения, Центр проводит с детьми различные дистанционные мероприятия по социализации как регионального, так и федерального уровня. В подобном мероприятии, приуроченном к Олимпиаде и Паралимпиаде в Сочи 2014 года, наши дети заняли призовые места, чем все очень гордились. Высокую оценку московского жюри в творческом конкурсе (пожелания спортсменам, видеоролики) тогда получили сразу несколько ребят. Ещё один дистанционный творческий конкурс был посвящён недавним играм «Дети Азии». Рисунки, поделки, видеоролики – дети всегда проявляют активность и заинтересованность, отзываются на предложение поучаствовать в каком-то событии. Сотрудники Детской областной библиотеки каждый месяц проводят для наших детей различные мероприятия. В режиме видеоконференц-связи собираются дистанционно 20-30 ребят, общаются, читают, делятся впечатлениями.

Заявите о себе, и вам помогут

Кто может расчитывать на предоставление ДОТ?

Для того чтобы обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, необходимо: наличие справки об инвалидности; заявление на включение в мероприятие от родителей (законных представителей) в школу, к которой прикреплён ребёнок; решение медкомиссии о том, что ребёнок нуждается в обучении на дому; отсутствие противопоказаний при работе с компьютером. Стать участником мероприятия очень просто. Никаких очередей. Все возникающие трудности разрешаются уже в процессе обучения, при активной помощи соответствующих специалистов. При этом важно знать, что слабовидящим детям совсем не обязательно противопоказан компьютер! Для них устанавливается такое программное обеспечение, которое упрощает работу с компьютером, им как раз очень рекомендовано использование специальных технологий.

Если у родителей возникли сомнения по поводу возможностей ребёнка, они могут обратиться в Центр информатизации образования ГБУ «РЦОКОСО» напрямую, даже без рекомендации школы. Работники Центра встретятся с родителями, пригласят их для демонстрации оборудования, его возможностей, расскажут, проконсультируют, помогут принять верное решение (rcoko65.ru, 8 (4242) 556206).

Вопреки сомнениям взрослых, дети обычно настолько заинтересованы в освоении оборудования, что, обучаясь, преображаются на глазах. Часто при этом улучшается мелкая моторика, общее состояние здоровья, появляется  мотивация для познавательной деятельности. ДОТ – это действительно окно в огромный мир информации. Мы принимаем всех детей, в том числе с диагнозом Дауна. Каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном режиме, с учётом его возможностей и потребностей, находит своё место в информационном пространстве. При необходимости мы легко сочетаем в различных вариациях очную и заочную дистанционную форму обучения: какие-то часы ребёнок проводит в школе, в классе, какие-то часы – на индивидуальном обучении, занимаясь лично с учителем, какие-то – в дистанционном режиме.

В силу особенностей здоровья наши дети часто болеют и вынуждены проходить лечение, реабилитацию на материке. В таких случаях Центр выделяет ребёнку ноутбук для обучения в период лечения (реабилитации). Связь с педагогами не прерывается, ученик продолжает обучение в привычном для него режиме. Программно-технический отдел Центра оказывает постоянную помощь и детям, и родителям, и педагогам. Телефон технического отдела известен наизусть всем постоянным пользователям. Если что-то случается с оборудованием, вопросы решаются максимально быстро и квалифицированно.

Учителя, наставники, друзья

Каким требованиям должны соответствовать педагоги, работающие с детьми на домашнем обучении?

Если диагноз и группа заболевания ребёнка, обучающегося на дому, того требует, ему предоставляются педагоги, умеющие работать с детьми с ограниченными возможностями. Учитель должен взаимодействовать с ребёнком, учитывая специфику его заболевания. Одно дело, если у ученика сломана рука, и другое – если у него проблемы со слухом. Это ответственность руководителя образовательного учреждения – подобрать таких педагогов, которые готовы и умеют с конкретным ребёнком работать. Кадровые проблемы, безусловно, есть. Но мы создаём условия для реализации адаптированных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, идём к тому, чтобы в каждом учреждении были специалисты коррекционного обучения, логопеды, дефектологи. СахГУ и Институт развития образования реализуют такие программы, обучают педагогов региона.

В связи с возникающей необходимостью, сотрудники Центра тоже получают дополнительное образование: у нас уже есть два сурдопедагога (нарушения слуха), тифлопедагог (нарушения зрения) и дефектолог (охватывает сурдо-, тифло-, логопедию). Если соответствующего специалиста нет в школе, в районе, мы дистанционно привлекаем специалистов из других городов. К примеру, ребёнка в Курильске может обучать педагог из Охинского района. Или в помощь молодому психологу школы-интерната в селе Некрасовка южносахалинские коллеги проводят коррекционные групповые занятия (супервизия).

Сколько детей в регионе сегодня обучается с использованием ДОТ?

Начиная с 2010 года из 18 районов области через наше мероприятие прошло 17 муниципальных образований, около 250 детей, 93 школы. Два ребёнка вступили в программу ещё дошколятами. В 2012 году у наших ребят появилась возможность поступления в Сахалинский промышленно-экономический техникум. Сегодня с применением ДОТ там обучается 27 человек. В этом году в программе участвует 14 муниципальных образований, 35 школ, 92 ребёнка. В самом Южно-Сахалинске 12 общеобразовательных организаций обеспечивают для 27 ребят обучение с применением дистанционных технологий.

Благодарность

Редакция газеты благодарит за помощь в подготовке материала начальника отдела сопровождения ИКТ и дистанционного обучения детей-инвалидов Центра информатизации образования ГБУ «Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области» Елену Гиндулину, методистов Светлану Воложанинову и Анастасию Артушеву, педагогов-психологов Татьяну Ковальскую и Ольгу Пасынкову, а также заместителя директора департамента образования Южно-Сахалинска Светлану Захарову.

 

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram