Аргументы Недели → Здоровье

Суставная зарядка как лекарство от травм

, 18:40

С приходом зимы в больницах и поликлиниках страны традиционно увеличивается число пациентов с травмами, полученными в результате падения на скользких российских улицах. Несмотря на регулярные предупреждения метеорологов о возможной гололедице, полностью защитить себя от таких падений нельзя, однако, можно свести к минимуму вероятный ущерб здоровью от неудачного приземления на лёд. «Аргументы недели» поговорили с заведующим хирургическим отделением Лечебно-оздоровительного центра №10 города Москвы Юрием КОШЕЛЕВЫМ и узнали, как зимой избежать серьёзных травм при падении, а также обсудили самые острые проблемы в области российского здравоохранения.

«Лечебная физкультура – лекарство, которое нужно потреблять ежедневно»

Расскажите, с какими заболеваниями сегодня чаще всего приходится сталкиваться врачам-хирургам?

Если брать амбулаторную службу, то это чаще всего гнойно-воспалительные заболевания. Гнойные процессы были, есть и будут, они преследуют человека на протяжении всей истории. Сегодня ситуация усугубляется из-за экологии и современного образа жизни – на этом фоне возникает ослабление иммунитета – вторичный иммунодефицит. Плюс ритм городов, а основная масса населения стала жить в городах, усиливает психоэмоциональную нагрузку, что тоже отрицательно сказывается на состоянии иммунной системы и приводит ко всяческим гнойным патологиям – бывает достаточно сорвать заусенец на пальце.

Вторая по значимости патология – это артрозы, которыми в первую очередь должны заниматься ревматологи, но часто занимаются и хирурги, поскольку у нас ревматологов мало, а во многих местах их вообще нет, даже в некоторых районных поликлиниках Москвы. Опять же, по сравнению с сельской местностью, в городской среде у людей намного ярче выражена гиподинамия – мы не двигаемся так, как должны двигаться по природе. Если добавить сюда чрезмерное питание, то получим ещё одну проблему, которая у нас набирает обороты – ожирение. А лишний вес человека негативно влияет на суставы.

А как лучше бороться с артрозами?

Артрозы – неизлечимая болезнь на сегодняшний день. Единственное, что может остановить их прогрессирование – это лечебная физкультура. Но лечебная физкультура – лекарство, которое нужно потреблять ежедневно, а лучше два раза в день, и пожизненно – тогда будет эффект. В своё время считалось, что суставной зарядкой человек обязательно должен заниматься после 40 лет. Но, на мой взгляд, сейчас это нужно делать примерно с 25 лет. Уже не редкость, когда остеохондроз, артроз позвоночника, встречается в 16-18-летнем возрасте.

Зимой ведь ещё вырастает число пациентов со всевозможными травмами, полученными в результате падения?

Это как раз случаи, которые занимают третье место по числу обращений – травматические поражения мышц и связок. Очень много пациентов приходится наблюдать, особенно в зимнее время, с учётом отношения наших коммунальных служб к состоянию дорог. Из-за каши, которая образуется в результате действия реагентов, не всегда виден лёд на дороге – люди поскальзываются. А асфальт у нас неровный, и любые ямы могут привести к тому, что человек при падении себе что-нибудь подворачивает, особенно  это касается пожилых людей. И проблему опять же во многом усложняет отсутствие в их жизни физической нагрузки. За рубежом часто можно наблюдать, как пожилые люди собираются и занимаются определёнными физическими упражнениями – прорабатывают суставы, занимаются суставной зарядкой, чтобы суставной аппарат был более эластичный. Если же не заниматься, то он будет более жёсткий и при подворачивании гораздо выше вероятность разрыва связок. Это вопрос серьёзный, надо ориентироваться на тот опыт, который существует, и привлекать людей к такой зарядке.

«В медицине создана потогонная система – конвейер»

Вы сказали, что в поликлиниках не хватает ревматологов, это проблема отечественного медицинского образования? Как вы вообще оцениваете его сегодняшний уровень?

Я считаю, что образование стало хуже. Не хочу сказать, что преподаватели стали хуже, но переход на западный ценз, стандарты, к сожаленью, не влияет положительно на медицину. У нас всегда была комплексная подготовка, не по стандартам. Узкая специализация, с одной стороны, – хорошо, но когда появляется определённый стык в заболеваниях, например, кардиологии и неврологии, этот врач не всегда сможет дать конкретную рекомендацию.

Сейчас для студентов создаются тестовые экзамены, а я считаю, что тесты в принципе не нужны, необходимо личное общение преподавателя с учеником. Своим студентам я всегда говорил так: чем отличается врач от медсестры? Медсестра может знать очень многое и всё правильно делать, но врач должен прогнозировать – должен знать, что будет с пациентом дальше. Сестра – тактик, а врач – стратег. А если ты в стандартах живёшь, то ты не будешь никогда стратегом. Перешли на стандарты и не учат мыслить и творить – нет творчества у врачей, а оно должно присутствовать.

В последние годы среди медработников и врачей было много недовольных реформами в области здравоохранения, сохраняется ли протест сейчас?

Активного протеста нет, но проблема остаётся – в медицине создана потогонная система – конвейер. Время на каждого пациента сокращается, при этом всё отслеживается по компьютеру и отправляется в департамент здравоохранения. А как можно поставить пациенту правильный диагноз и назначить правильную терапию, если даже нет времени его тщательно обследовать?

Врач должен провести беседу с пациентом, на медицинском языке это называется сбором анамнеза – как он заболел, когда, почему. Потом мы должны собрать анамнез жизни – узнать, когда и где он родился, кто его родители, есть ли какие-то наследственные болезни. Это всё занимает время, которого у нас сейчас нет.

Сократили рабочие места, бюджетные деньги экономят, а оставшихся врачей нагружают вдвойне – платят им ставку, а работают они на две, потому что деваться некуда. Медицина от этого страдает, и пациенты страдают. Плюс к этому закрывают больницы. Мне приходилось оперировать и лечить людей из Владимирской области, из Подмосковья, из посёлков, в которых амбулатории убрали – их там нет.

Врачи, которые уходят из государственных учреждений работать в платные клиники, получают лучшие условия?

Не всегда. Многие платные центры тоже экономят на своих врачах. Требуется, например, активная реклама. Если её нет, то врач может просидеть весь день и не принять ни одного больного. Ему заплатят определённую сумму и всё.

В школе и институте учащиеся регулярно проходят диспансеризацию и всегда знают, что не так с их здоровьем, чего нельзя сказать о взрослом населении. Это проблема?

Взрослое население сейчас действительно меньше охвачено, и это плохо. У людей кредиты, ипотеки, из-за этого они на первый план ставят работу и, не желая её лишиться, пренебрегают здоровьем. В результате люди начинают обращаться к врачу в терминальных стадиях, когда что-то сделать уже трудно.

Возьмём для примера Японию – там очень небольшой процент обнаружения рака желудка в поздней стадии. Почему? У них процедура гастроскопии – это как у нас забор крови из пальца. Люди часто проходят гастроскопию, и поэтому чаще всего рак желудка обнаруживается на самой ранней стадии. Врачи это сразу могут вылечить, и человек продолжает и жить. У нас же для того, чтобы сделать гастроскопию, человек должен обязательно сдать анализы на ВИЧ, гепатит и так далее.

Пациенту с грыжей, чтобы прооперироваться, нужно сначала сходить к терапевту, получить направление к хирургу, пойти к хирургу, потом, если надо, сделать УЗИ, далее взять направление и записаться на анализы, которые делают недели две. К тому же, из-за создания конгломерата поликлиник и разброса специалистов, процесс ещё сильнее затягивается и в итоге может занять месяцы. В итоге пациенты думают: раз не болит, то зачем дёргаться, по поликлиникам ездить, в очередях стоять?

На ваш взгляд, медицина должна быть бесплатная?

Безусловно. Медицина должна быть бесплатной. Платить можно за дополнительный комфорт, а отношение врача должно быть, что к богатому, что к бедному, одинаковым – он больной.

Дело ведь в том, что человек, пока работает, приносит пользу государству. Допустим, человек заболел, врачи его вылечили, и он не стал инвалидом, не умер, а продолжил работать и продолжает приносить пользу государству. Поэтому современные платные центры должны быть, но отличаться они должны только условиями.

 

 

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram