Аргументы Недели → Здоровье

Минздрав предупреждает: лечение опасно для вашего здоровья!

, 16:08

Пусть не удивляются те здравомыслящие люди, которые давно зная меня, все же до конца дочитают эти строки. Почему?

Эффект «плацебо»

За последние несколько лет я, например, искренне уверился в том, что Россия – самая состоявшаяся с точки зрения развития гражданского лукавства и отчаянной стойкости у своих же граждан страна. Поясню.

Сначала нас с малолетства приученных безропотно замирать перед портретом Павлика Морозова в школьном коридоре, поглотила невнятная перестройка с ее «ускорительным» придатком. Пережили … Выбрались из-под нее морально закаленными, хотя и сильно голодными.

Тут же попали в объятия Бориса Ельцина, его родственников, «семибанкирщины» и проч.

К ощущению хронического недоедания добавилась стойкая привычка к пустым карманам. Впрочем, логика того периода понятна: зачем деньги, если прилавки магазинов, аптек, билетные кассы, хранилища бензозаправок и т.д. были пусты как каморка старого Карло? Тоже перетерпели … Честно говоря, автор даже с присущим профессиональным цинизмом, позволил себе благостное предположение, что уж более над своими согражданами родина экспериментов ставить не будет. Ошибся.

Впереди всех ждал самый рискованный эксперимент, который мудрецы из высоких кабинетов стыдливо назвали «реформированием здравоохранения». И вот он начался …

Как водится, в городе, с которого по интернациональной традиции все остальные населенные пункты России до сих пор берут пример – Москве.

«Лечилово и кидалово»

Даже самые яростные критики Юрия Лужкова назвали экс-мэра добродушным московским завхозом, как только в кабинете столичного градоначальника воцарился застенчивый кремлевский функционер Сергей Собянин. Почему?

Сергей Семенович очевидно сразу понял, что затмить популярность Юрия Михайловича он сможет только личными громкими акциями. Провальная инициатива с заменой городского асфальта сменилась заботой о здоровье москвичей, т.е. тем самым реформированием, с которого мы начали этот материал и разговоры о котором власти вели хоть осторожно, но настойчиво и давно. Результаты не заставили себя ждать. Какие?

В ноябре 2014 года на Суворовской площади столицы состоялся многотысячный митинг московских врачей с конкретным требованием  «Остановить развал медицины Москвы!»

Допускаю, что настрой медиков не оправдал ожиданий столичных реформаторов. Они ждали если не рукоплесканий, то хотя бы привычного покорного молчания. Да и в самом деле, из-за чего весь этот сыр-бор?

Подумаешь, за 2014 год были либо уволены, либо получили «черную метку» всего каких-то 2,5 тысячи квалифицированных медиков из 6 крупных клинических больниц города: №№ 6, 7, 11, 19, 54, 72. В этом году в планах реформаторов закрытие еще 20 медицинских учреждений города с вручением выходного пособия более, чем 4 тысячам специалистов! Для города с 13-миллионным населением, действительно, капля в море, но …

Не всех устроила такая странная «забота» о здоровье горожан. Зашумела пресса. Возбудились депутаты, охочие до всего нетрадиционного. Бывшего руководителя департамента здравоохранения,  ныне вице-мэра Леонида Печатникова  попросили объясниться.

Леонид Михайлович, неосмотрительно согласившийся променять должность практикующего (и, как говорят,  хорошего – авт.) врача на трескучий чин служащего предпринял несколько не совсем удачных попыток.

Для начала он пытался свалить все на майские Указы Президента, дескать, не так поняли. Однако, именно эти Указы имели главной целью кратное увеличение качества медицинских услуг. Тогда попытался доказать всем, что система ОМС (обязательного медицинского страхования, о котором мы еще поговорим – авт.) испытывает отчаянный финансовый голод. Тоже не «прокатило»: валовый региональный продукт Москвы (ВРП) почти в три раза выше того же показателя по стране в целом! Другими словами говоря, городской бюджет без всяких проблем вполне мог бы «взвалить» на себя и городское здравоохранение. А еще, наверное, и потому, что право на бесплатное обслуживание гражданам даровано Конституцией.

В сравнительном порыве Леонид Михайлович как-то посетовал даже, что в столичных больницах коек, дескать, больше, чем, например, в Сингапуре. Правда, он так и не пояснил, причем здесь эта цветущая азиатская территория, где полностью отсутствует коррупция, где за брошенный окурок человек ждет реальный тюремный срок, а общее финансирование здравоохранения почти в 2,5 раза превышает московское! При этом никто так и не понял, что плохого в том, если у нас коек больше, чем у них: по статистике, в Москве болеют в несколько раз чаще, в Сингапуре! А потому и коек должно быть больше. Во всяком случае, такой вывод напрашивается логически.

Впрочем, Леонид Михайлович так увлекся геополитическими сравнениями, что даже не объяснил оппонентам, почему, например, городская больница №63 не без его же ведома давно передана в … концессию какому-то Европейскому медицинскому центру, где чуть ранее по странному стечению обстоятельств сам Печатников аж 6 лет значился главным врачом. Впрочем, кому-то все-таки в результате этих масштабных движений должно было ведь повезти, но речь сейчас не столько о них, везунчиках, сколько о тех, кому как раз не повезло. А именно.

Двоечников в коммунизм не берем!

Нельзя сказать, что московские чиновники ничего не знали о предстоящем митинге на Суворовской площади. Конечно, знали. Как знали и о настроениях среди столичных медиков. Наверное, потому и зачастили в прессе с упреждающими пояснениями и прогнозами.

«Бунтарям» в белых халатах приписали чуть ли не клевету на все отечественное здравоохранение, начиная еще с времен наркома Семашко! Договорились, по законам корпоративного кабинетного братства до того, что во всех бедах столичного здравоохранения виноваты, ясное дело, сами врачи!

В этом хоровом обличении были отмечены и цитаты в адрес вчерашних коллег самого г-на Печатникова. Например, об их профобразовании: «Если вы чего-то не знаете, чего-то не выучили вовремя, идите и учитесь …» Или такое страшное открытие: «Чай пьют в ординаторских …» А уж грозный намек на то, что московские терапевты все сплошь повязаны коррупцией: «… у вас есть другие источники дохода, которые к белой и чистой зарплате отношения не имеют …» должен был, очевидно, тут же заставить строптивцев в прямом смысле потерять дар речи!

Впрочем, более всего это возбудило лишь рядовых горожан, которые тут же заговорили о новых «врагах в белых халатах». Для города, который и так живет на пределе нервного срыва, эксперимент более чем рискованный …

Кстати, даже в такой социально-инфантильной стране как Латвия, законодательно запрещено публичное охаивание медиков ради престижа профессии и их личного авторитета. Бывший министр здравоохранения Москвы этого, очевидно, банально не знал. Бывает …

Лучший рецепт – вообще не болеть!

Любая реформа хороша уже тем, что должна когда-нибудь закончиться. Другой вопрос – с какими результатами? Московскую, судя уже по промежуточным показателям, массовые овации не ждут. Почему? Лично я не склонен винить лишь Леонида Михайловича во всех бедах этого реформирования. Он, скорее, заслуживает сострадания: «Назвался груздем …» ну и так далее. Но г-н Печатников знал, на что соглашается, вешая на гвоздь свой врачебный  халат и пересаживаясь в кресло чиновника. Потому, наверное, он так упрямо призывает врачей в ходе реформирования тоже бросать свою привычную работу и смело «перестраиваться», т.е. овладевать другой специализацией. Например, стать участковыми терапевтами!

Мысль, конечно, интересная, но … кто же при этом будет, например, оплачивать переподготовку окулистов на лоров (если таковые массово найдутся – авт.) в течение длительного времени их вынужденного профессионального бездействия? Предложенная «стипендия» в 7 000 рублей, думаю, серьезными людьми даже обсуждаться не будет. Подобные вопросы регулярно задает московским реформаторам и лично г-ну Печатникову его известный оппонент – председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования Гузель Улумбекова. Ясных ответов, понятно, она не получает.

Кстати, уж коль скоро мы заговорили о конкретном времени некоторых реформативных перемен, стоит остановиться и на других небезынтересных цифрах. Например.

Любое сокращение врачебных штатов тут же вызывает перераспределение нагрузки на оставшихся специалистов. Гинекологам московские реформаторы определили на осмотр пациента и постановку диагноза … 10 минут! Терапевтам повезло меньше –  8 минут! Профильным специалистам, наоборот «подфартило»: им дозволено искать недуг у пациента аж в течение целых 12 минут! Абсурд? Где-то, наверное, - да! Но у нас – это законодательная реальность. Количество же коек, на которых надлежало бы устранять скоропалительно найденные недуги, уже сейчас сократилось на 30% и этого количества явно не хватает, чтобы обеспечить всех страждущих даже в рамках программы госгарантий! И зачем, спрашивается, нужна такая реформа? А вот зачем.

 Рвача вызывали?

Уже сейчас, не стесняясь, всех нас, проживающих в Москве, открыто готовят к тому, что уже скоро лечиться мы будем лишь за «свои кровные». Сегодня, например, объем платных услуг в столице вырос в 2 раза: с 45,9 млрд. рублей до 86,1 млрд.! Соответственно, государственное финансовое участие в здравоохранении Москвы постоянно снижается в год примерно на 2-3%.

Количество уже упоминавшихся стационарных коек для заболевших упало аж на 30% (с 7,2 до 5, 1 на тысячу человек!) А к 2020 г. планируется и это количество уполовинить! Охват болеющих участковыми врачами (которых, к слову, именно в Москве в три раза меньше, чем по России в среднем) снизился на 11% и сегодня, чтобы лишь попасть на прием к своему врачу, пациент может ждать  до 4-х (!) дней, а у профильных специалистов это ожидание порой затягивается до месяца! Больные, если сильно постараются, с помощью меда, горчичников, шерстяных носков и иконок, наверное могут подождать, а вот болезнь вряд ли!

Кстати, в Европе, которую нам так часто любят приводить в пример, больных врачи принимают в день обращения! В СССР, от которого мы столь мучительно убегали, было также.

И какой тогда прок во всей этой затее? – резонно прохрипит иной гриппозник с градусником подмышкой. Есть, есть прок, уважаемый …

Реорганизация московского здравоохранения предполагает ликвидацию ряда больниц, роддомов, поликлиник. Схема проста: сначала приговоренную больницу присоединят к другой, назвав ее филиалом, затем – вообще опечатают, т.е. закроют! Такая участь, похоже, ожидает больницу №59, которую сначала должны примкнуть к Боткинской, а затем, по предварительному плану – закрыть. Врачи, соответственно, хоть с выходными пособиями, но на улицу, т.е., пардон, – на переподготовку. (Особенно «приятно» это осознавать тем, кому до пенсии осталось всего ничего, а таковых – большинство! – авт.). В конечном итоге последует отказ правительства от оперативного управления комплексом знаний, где расположены такие «ампутированные» больницы, а значит – от обеспечения их дальнейшей жизнедеятельности … Опытные рейдеры всегда называли этот процесс «слиянием» и «поглощением». Столичный Департамент здравоохранения, которым сейчас руководит Алексей Хрипун, упорно величает «оптимизацией», основной всплеск которой в городе ожидается во втором квартале 2015г.

Впрочем, кто-то в этой суете, бесспорно, свой куш имеет.

С прошлого года, например, «приказала долго жить» ГКБ №60, рассчитанная на тысячу (!) коек и славившаяся эффективным гематологическим отделением, т.к. была продана … некой частной гастроэнтерологической клинике.

Вместо больницы №45, где успешно лечили бронхолегочные заболевания спланировано открыть платный … неврологический центр. Здесь, впрочем, хоть признаки логики просматриваются: нервы-то сегодня у всех ни к черту! Что у больных, что у врачей.

На смену 47-й урологической больнице должен прийти некий «реабилитационный центр» для спортсменов. Более, чем уверен: реабилитировать там будут, естественно, за бабки и немалые, спорт нынче в цене!

Перестал существовать глазной центр при Морозовской (детской!) больнице. Сейчас там – платный центр сестринского ухода за пожилыми людьми. Если исходить из того, что все дети когда-то становятся пожилыми людьми, можно с трудом сделать вид, что открытие еще одного дома престарелых – акт гуманный. Только почему за счет слабовидящих детей? И почему снова на платных условиях?  

Такая же скалькулированная судьба ожидает и роддом №6 им. Абрикосовой, который реорганизуют в платный перинатальный центр и т.д.

Говорить о повальном сокращении бесплатных койкомест в медучреждениях города вообще не хочется, т.к. этот процесс лишь набирает скорость и тормозить его, конечно, никто не собирается. Например, в ГКБ №7 у бюджетного отделения аллергологии и иммунологии из 45-ти бесплатных коек 30 уже «отжали» под платное лечение.

Здания 2-х инфекционных больниц №8 в Хамовниках и №12 возле Белорусского вокзала, например, и вовсе снесли.  На их месте, скорее всего, вознесутся очередные гостиничные корпуса или какие-нибудь супермаркеты.

Лихость, с которой  городские чиновники, меняя государственные больницы на платные клиники, нарушают наше конституционное право на бесплатное медобслуживание, похоже встревожила и федеральную власть.

Президент Владимир Путин уже усомнился в абсолютной правильности такой реформы, назвав ее «недоработанной». Очевидно, не случайно и агентство Bloomberg отвело России в рейтинге эффективности систем здравоохранения самое последнее – 51-е место, аккурат после Азербайджана.

Какая нелогичность: обе страны сочатся нефтью, а значит и деньгами, но тратить их на здоровье собственных граждан почему-то не спешат! Кстати, место позитивного лидера в этом списке занимает тот самый Сингапур, нелепым сравнение с которым Москвы уже отметился и упомянутый г-н Печатников.

Весьма оригинально откликнулась на масштабное «излечение» системы здравоохранения и федеральный министр Вероника Скворцова, заявив как-то в СМИ, что «никакие разговоры» о ликвидации хотя бы одной из 11,5 тысяч больниц в РФ до нее «не доходили». Странно, что министр не знает, как именно в регионах (а Москва – самый знаковый регион! – авт.) местные власти уверенно двинулись как раз по самому простому и непопулярному пути реформирования: начали экстренно сокращать число действующих клиник!

По данным, озвученным РБК, на сегодняшний день в стране уже закрыты более трехсот больниц и почти восемьдесят поликлиник! Москва, как мы говорили, в этот  перечень вписала себя первой. Может, хоть после прочтения эти строк спичрайтеры министра что-то в ее докладах все же подредактируют …

Спасайте, кто может!

Любая масштабная реформа в России, как ни странно, обязательно приводит к прилюдному масштабному конфузу!

Г-н Сердюков на посту министра низложил оборону страны почти до уровня охраны рядового овощехранилища. Хорошо, хоть «ядерный чемоданчик» никому не успел загнать …

«Реформирование» образования лишь добавило в число национальных непечатных слэнгов еще одно слово из трех букв – «ЕГЭ».

Уже очевидная ненависть московских властей к автомобилям и их владельцам давно перешагнуло все пределы разумного под видом «оптимизации» парковок. Теперь вот всем миром навалились на здравоохранение …

Трезвомыслящие люди, даже, наверное, не знающие клятву Гиппократа, пытаются в этом стремительном потоке поставить хоть какие-то шлюзы. Например, партия «Союз труда» на заседании общественного консультативного совета (ОКС) политических партий при Мосгордуме подняла вопрос о явной непрозрачности проводимых реформ и  результатов профильными чиновниками. Много нареканий своим лукавством вызывает и официальный сайт Департамента столичного здравоохранения. На целый список конкретных вопросов ОКС к главе Депздрава г-ну Хрипуну вообще пришла формальная дистрофичная отписка …

В итоге участники совещания потребовали и полны решимости дождаться от Департамента здравоохранения ясного и честного плана реорганизации московской здравоохранительной системы, а  также требуют опубликовать на сайте правительства Москвы главное: идеологическую основу всех проводимых им реформ!

Дождутся ли? Не знаю. Как говорится «поживем – увидим». Если, конечно, доживем.

 

 

 

                                                                                             

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram