Московские чиновники решили вновь заняться не практикуемыми на деле статьями городского Кодекса об административных нарушениях. В столице никак не наладят меры по борьбе с нарушителями тишины, правил содержания домашних животных, норм поведения на массовых мероприятиях и ряда других. Причина, по мнению экспертов, в том, что эти статьи никем не администрируются. Москву ждут новые законы?
Крокодил сбежал
В списке – более 20 неработающих статей. Яркий пример – правила содержания домашних животных. Во всём многомиллионном городе происходит от силы десяток вопиющих случаев. Как, например, крокодил сбежит или змея уползёт. В этом случае хозяину животного выписывается штраф. А вот доказать, что человек неправильно обращается с ними, – практически невозможно. То же самое с нарушением тишины. Нужно очень сильно испортить покой соседей, чтобы ради этого приехали полицейские. С курением в общественных местах похожая история. Нарушитель должен очень сильно «достать» рядом стоящего человека, чтобы его можно было наказать. А к каждому курящему полицейского не приставишь. За исполнением статей и пресечением правонарушений Административного кодекса у нас отвечает полиция. Но у неё и так хватает других, более серьёзных дел. В первую очередь это те, что несут угрозу безопасности. Кадровые перестановки и сокращения подавно сделали работу служб менее оперативной и эффективной. Поэтому порой сотрудники всерьёз не воспринимают и не пресекают случаи с разведением мангалов и хороводами на улице.
Зачастую сегодня всё заканчивается административным протоколом, штрафом. В полную мощь этими нарушениями никто не занимается. А воздействия на нарушителей практически нет никакого. Проблемы не устраняются, а повторяются снова и снова. А штрафы не восстанавливают права пострадавших. «Когда люди бомжуют вместе со своими котами, живя при этом в многоквартирном доме, полиция не имеет ресурсов административного воздействия. Поэтому большинство жалоб граждан остаются просто жалобами», – говорит юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль Олег Фролов.
«До 2014 года полиция, будучи федеральной структурой, администрировала соответствующие статьи московского КоАПа, и делала это успешно», – говорит председатель комиссии МГД по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Александр Семенников. Но потом вступил в действие Федеральный закон «О полиции», и последовали изменения в политике исполнения функций новой службы. «Мы понимаем, что оставлять нынешнее положение в том же состоянии нельзя», – замечает Семенников.
«Не уверен, что в этом деле поможет движение дружинников. Это всё-таки дорогого стоит. Во-первых, у нас не государственная экономика. Если после каждого дежурства дружинник будет требовать отгул, то частные предприниматели его просто уволят, – отмечает доктор экономических наук Сергей Смирнов. – Другой службы тоже, скорее всего, не будет. Откуда они возьмут деньги? Затраты и результаты – это классика жанра в экономике. Какое количество сотрудников нужно содержать, насколько увеличивать их штат, чтобы потом штрафы с отловленных курильщиков оправдали затраты на организацию новой структуры? Поэтому никакой серьёзной прибыли город в этом не видит и не борется с этой проблемой». Администрирование данных статей московского КоАПа полицией, как это было и раньше, логичнее и целесообразнее, говорит депутат МГД. Создавать новую структуру чиновники не намерены. Речь идёт о наделении существующих городских структур соответствующими полномочиями, от администрирования которых ранее отказалась полиция. Для этого, по словам Семенникова, будут проработаны кадровые, финансовые, организационные вопросы. В том числе и правовые: несомненно, потребуются и изменения в московском законодательстве.
Альтернативное мнение
В то же время у экспертов есть радикально противоположное мнение. Должен быть создан дополнительный институт. «Во-первых, полиция не должна отвлекаться на малозначимые правонарушения. Во-вторых, полицейский не должен заниматься всем сразу: и «копать», и составлять протоколы. Поэтому должен подключаться отдельный институт, который бы позволял полиции возбуждать гражданские иски. Новая служба получала бы заявки по нарушениям и обращалась бы в суды, привлекая при этом соответствующие комитетные службы. На деле бы происходило всё примерно так: сначала сотрудник полиции на месте происшедшего нарушения должен выяснить ход события, составить протокол, а затем направить его в комиссию. Новая же организация занималась бы досудебными мерами воздействия», – предлагает юрист Олег Фролов.
От преобразования в том виде, как это сейчас преподносится инициаторами, специалисты не увидят большой пользы. «Похоже на то, что в этом деле скрываются некие политические устремления властей. Возможно, что эта история со статьями и наделением полиции новыми правами подвязана к тем самым публичным мероприятиям, – говорит Сергей Смирнов. – Таким образом чиновники мастерски хотят прикрыть и завуалировать желание пресекать митинги и под общую шумиху донести до москвичей: «мы боремся по всем направлениям, не обвиняйте нас, пожалуйста».