Дороги в Москве снова посыпают химическими реагентами. Для удобства работы дворников и поддержания порядка на улицах устанавливают более 4 тысяч контейнеров с противогололёдной крошкой. Контейнеры появились в ноябре текущего года.
Без ограничений
Ранее по поручению заместителя мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова для них разработали единый дизайн – это будут стальные ящики оранжевого цвета высотой около метра с белой надписью «Противогололёдный материал». Москвичи давно уже жалуются на то, что реагенты вредят их здоровью. Ранее в Госдуму внесли законопроект об ограничении их использования вне проезжей части, но Дума его не приняла.
«При таком количестве снега, которые выпадает в Москве, обойтись без использования реагентов невозможно. Подчеркну, что использование реагентов гораздо безопаснее, чем использование песка и соли. Вспомните, как было раньше: ломались троллейбусы, гибли деревья. Сейчас такого нет», – утверждает координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов.
Он объяснил, в чём главная проблема использования реагентов. «Дворники руками разбрасывают реагент из ведра и ждут, пока он растает. Так проще, поскольку не надо задумываться о вывозе его куда-то. Многие люди зимой жалуются на плохое самочувствие. Сначала использовали NaCl – соль, потом KCl – удобрение. Их надо использовать с точной дозировкой. Всё это оказывается на ботинках у людей, у собак лапы буквально растворяются. Если животное попадает в эту жидкую лужу при -10°C, то оно обречено на поход к ветеринару. Только машина, которая умеет дозировать соль и только на проезжих дорогах. Также, по мнению Шкуматова, большая проблема в том, что город не повышает квалификацию дворников. Нет подготовки перед работой со снегоуборочными средствами, отсутствуют чёткая инструкция и контроль применения реагентов. В феврале этого года были проведены исследования химических реагентов, которые коммунальные службы используют для борьбы со снегом в Москве. Руководитель Роспотребнадзора по Москве Елена Андреева сообщила, что исследование реагентов не показало негативных результатов. По мнению главного внештатного специалиста-пульмонолога из столичного департамента здравоохранения Андрея Белевского, реагенты не имеют никакого влияния на лёгкие граждан. Специалисты также признают, что у реагентов есть и недостатки. Они не эффективны во время наступившей в столице оттепели, сопровождающейся дождями: осадки только смывают их с тротуаров, а в городе образовывается гололедица. Для решения этой проблемы власти Москвы закупают другие материалы против гололёда – гранитную крошку и крупнозернистый песок.
«Уже началась поставка и песка, и гранитной крошки, город на сегодняшний день полностью обеспечен, у нас же есть опыт борьбы с этим», – сообщил руководитель государственного учреждения «Автомобильные дороги» Александр Орешкин. ГБУ «Автомобильные дороги» планирует потратить около 4,2 млрд рублей на закупку разных видов противогололёдных реагентов для обработки дорог, тротуаров, дворов и межквартальных проездов в Москве в ближайшую зиму.
Сейчас используются твёрдые реагенты на основе карбоната кальция, мраморного щебня, формиатов натрия, солей муравьиной кислоты. Несколько лет назад применялась гранитная крошка, которая твёрже мраморной, но её использование уменьшили, потому что животные ранили лапы. Сейчас гранитный щебень можно сыпать только при очень низких температурах. При небольшом снеге и относительно тёплой погоде (от 0 до -10°С) разрешено в ограниченных объёмах применять жидкие реагенты. Реагенты в Москве используются в течение всей зимы, тогда как во многих городах Северной Европы это запрещено.
Быстрее всех
Председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы Степан Орлов отметил, что Москва быстрее и качественнее справляется со снегопадами. «Мы это делаем быстрее, эффективнее, чем в других мегаполисах мира. Уборка дорог, тротуаров и дворов не зависит друг от друга и может выполняться одновременно». Ранее замруководителя департамента ЖКХ Владимир Ефимов также подтвердил безопасность использования реагентов. «Состав таков, что там нечему испаряться. В зимний период избавиться от скользкости без применения реагентов невозможно».
Также, по его словам, можно уделить внимание работе с веществом. «Полностью запретить применять реагенты, по моему мнению и по мнению департамента, невозможно. Скользкость на покрытии тротуаров будет приводить к травмам. А это, на мой взгляд, более серьёзная проблема, чем то, что реагенты якобы испускают какие-то вредные вещества, которые плохо влияют на здоровье».
Другие исследования хлорида кальция модифицированного показали, что он относится к 4‑му классу опасности. «Он обладает слабо раздражающим действием, но не оказывает токсического воздействия на человека, не проникает через кожу. Нужно соблюдать норму в использовании жидких и твёрдых реагентов», – объяснил заместитель гендиректора ОАО «МосводоканалНИИпроект» Олег Примин.