Несмотря на бравурные речи о стабилизации ситуации в процессе создания Крымского федерального университета, у общественности остались вопросы о целесообразности включения в состав КФУ Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского и разрушительных последствиях такого управленческого решения курируемого Ольгой Юрьевной Голодец министерства.
Весной прошлого года, как только Крым вошёл в состав России, в новообразованном Крымском федеральном округе стали создавать, по подобию других ФО России, федеральный университет. Ядром будущего учебного центра выбрали Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского. 4 августа 2014 года вышло распоряжение правительства РФ, которое приняло к сведению перечень базовых учреждений – семь вузов и семь научных организаций. Список предоставило правительство Республики Крым. Российское правительство планирует выделить на развитие КФУ 5 млрд. рублей. Все ликуют, кроме студентов, преподавателей и сотрудников КГМУ им. С.И. Георгиевского.
Зачем убивать аlma mater?
КГМУ – вуз с 85-летней историей, со своими известными во всём мире научными школами. Во времена СССР входил в пятёрку сильнейших медицинских вузов, в последующем на Украине – единственный, получивший Европейский образовательный сертификат (Лондон, IES), который не только престижен, но и позволяет иностранным выпускникам не подтверждать дипломы в своих странах.
Решением Международного Сократовского комитета Европейской Бизнес-ассамблеи (Оксфорд, Великобритания) 12–15 октября 2014 года «по результатам исследований за динамику развития, долговременную успешную работу, достижение высоких успехов в своей деятельности, завоевание лидерских позиций в науке и образовании Ваш университет рекомендован Международным Сократовским комитетом к вступлению в Клуб Ректоров Европы с вручением диплома и нагрудного знака руководителю». Ректору проф. А.А. Бабанину присвоена Международная награда в области научных исследований The name in Science («Имя в науке»), а также он включён в Оксфордское академическое сообщество с включением в международный реестр «Выдающиеся учёные мира». Заметьте, это уже в период санкций против России и Крыма.
КГМУ – единственный медицинский вуз, в котором обучалось около 2000 иностранных студентов из 49 стран мира, преподавание все шесть лет обучения велось на английском языке. Сегодня в вузе учились уже дети и внуки выпускников, успешно работающих по всему миру, а это значит, что международный авторитет нарабатывался десятилетиями.
На защиту встали все
Как только из СМИ стало известно о возможном включении медуниверситета в состав ФГУ в виде медицинского института, коллектив вуза провёл конференцию трудового коллектива с единогласным голосованием за сохранение самостоятельности КГМУ. Затем последовали неоднократные митинги, обращения во все инстанции, протестные выступления студентов и преподавателей.
Сразу же после выхода распоряжения правительства РФ о создании ФГУ с установлением функций и полномочий учредителя Минобрнауки России 450 иностранных студентов незамедлительно разорвали контракт, а оставшиеся 1500 отправили протестное обращение к министру иностранных дел РФ С.В. Лаврову. Изменение статуса университета на академию, потеря лондонского сертификата и, самое главное, международного признания диплома выпускника КГМУ в их странах толкало и их на расторжение контрактов. На стихийном митинге 8 декабря 2014 года они в открытом письме обратились за помощью к президенту РФ В.В. Путину. Ролики об этом протесте потрясли Интернет, когда на английском, русском, индийском и других языках студенты кричали: «Не ломайте наши судьбы! Мы хотим получить диплом признанного в наших странах КГМУ, согласно заключённому контракту!»
О «необходимости наращивать экспорт образовательных услуг» отмечалось президентом РФ В.В. Путиным в ежегодном послании Федеральному собранию в 2013 году. А что же в Крыму? А в Крыму ответ назначенного на должность ректора КФУ С.Г. Донича: «А зачем нам эти иностранцы? Нам надо своих студентов воспитывать, а не всех этих кенийцев и нигерийцев. КГМУ стал российским вузом, вот пусть и обучает врачей для России и для Крыма!»
Помимо удара по имиджу высшего образования РФ, нарушений прав иностранных и отечественных студентов, есть ещё и материальная составляющая. Ежегодно в казну Крыма поступление (внебюджетных!) средств от обучения иностранных студентов составляло порядка 1 млрд. рублей, это источник финансовой самодостаточности вуза, не пришедшего в Россию с протянутой рукой. Зачем убивать курицу, несущую золотые яйца?
Конечно, создание федеральных университетов в России своевременно и крайне важно. В девяти ФО они уже созданы, но в каждом округе есть свой самостоятельный медицинский университет под эгидой Министерства здравоохранения РФ, осуществляющий подготовку медицинских кадров! Специфика медицинских университетов однозначно требует ведомственной принадлежности только Минздраву России!
Есть ли закон в Крыму?
Но и это ещё не всё! Создатели КФУ даже распоряжение правительства РФ выполняют, нарушая законодательство! У действующего вуза – КГМУ, имеющего лицензии на образовательную деятельность, изымаются имущество и заработанные денежные средства и передаются федеральному университету, кстати, не имеющему лицензии, а потому не имеющему права начинать образовательную деятельность с 01.01.2015. В приказном порядке от всех сотрудников и студентов КГМУ потребовали написать заявления на увольнение с последующим принятием на работу в КФУ ещё до 31 декабря 2014 года, что явно нарушило права сотрудников и студентов. Действуют ли законы РФ на территории Крыма?
16 октября 2014 г. глава Республики Крым С.В. Аксёнов выступил в ТАСС в Москве с признанием собственной ошибки о включении КГМУ в состав Федерального университета и о необходимости сохранения его самостоятельности.
Выпускник КГМУ и заслуженный патриот Крыма, представитель Крыма в Совете Федерации С.П. Цеков поднимает тот же вопрос на Заседании Совета Федерации 15 октября 2014 г. и получает поддержку председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко: «Поскольку мы относимся к Крыму и Севастополю с особым вниманием… и если там есть такая серьёзная тревога, надо встречаться, слушать людей и принимать взвешенные решения, по крайней мере, чтобы они были тоже за такие решения, либо, если есть необходимость, – изменить эти решения. Я прошу Вас отдельно обратить на это внимание».
За судьбой медицинского вуза сегодня с болью следит вся общественность Крыма: врачи, окончившие КГМУ, пациенты и все люди, неравнодушные к его фактической ликвидации. Рост социальной напряжённости на грани социального взрыва!
10 декабря 2014 г. проходит очередной митинг за сохранение статуса и юридической самостоятельности медуниверситета, на котором собрано более 5 тысяч подписей. Резолюцией митинга стало обращение к президенту РФ В.В. Путину с просьбой восстановить верховенство законов РФ по отношению к КГМУ и исключить его из состава КФУ.
На том же митинге от 1500 иностранных студентов было зачитано открытое письмо президенту РФ В.В. Путину: «Мы просим Вас о помощи, мы просим Вас сохранить КГМУ. Мы просим Вас позволить нам доучиться в нашей аlma mater, в нашем КГМУ!»
2 февраля 2015 г. как приговор прозвучала речь главы Республики С.В. Аксёнова: «Я по-прежнему считаю решение о включении медицинского университета ошибочным, но я солдат и распоряжение правительства буду выполнять!»
Вопрос решён?
В глазах каждого члена коллектива и студентов КГМУ застыл немой вопрос, который повис в воздухе, но однажды прозвучит громогласно вслух: «Когда в марте 2014 года со слезами радости на глазах мы голосовали за присоединение Крыма к России, нас слышали и ждали нашего решения. Тогда как сегодня, когда мы кричим о помощи от произвола российских чиновников и «крымских патриотов» из числа бывших коррупционеров, когда бюрократическая машина чиновников из Минобра едет танками по судьбам тысяч людей, то сегодня нас уже никто не слышит?!» А может быть, кому-то очень нужно посеять сомнения в душах людей и убить веру в справедливость великой России?!
Казалось бы, есть простое решение вопроса – исключить из перечня входящих в состав КФУ организаций Крымский государственный медицинский университет, не изменяя распоряжения правительства РФ о создании Федерального университета, предоставив шанс КГМУ и дальше доказывать свою самодостаточность и перспективность. А самое главное – сохранить веру людей и духовность университета – понятия, не имеющие экономической оценки ввиду их бесценности.
Но не это даже главное, а главное то, что управленческие решения, рождаемые в недрах курируемого Ольгой Юрьевной Голодец социального блока, идут вразрез с политическими решениями и устремлениями президентской власти, а именно – такие непроработанные действия рождают смятение и возмущение своим неуважением, невниманием к людям, возбуждают сомнения в шагах России на объединённых территориях, снижают, нивелируют, ослабляют политические достижения. Налицо противоречие или несоответствие – способности высшего политического руководства решать стратегические задачи, стоящие перед государством, и управленческие решения правительства (или отдельных его лиц), идущие вразрез с вектором развития, определяемым президентом.
Ещё есть время всё исправить, остались считаные дни существования Крымского государственного медицинского университета с 85-летней историей, выжившего в годы войны, послевоенной разрухи, украинского самовыживания в условиях недофинансирования… но не пережившего российский бюрократизм, когда «решение правительства уже принято!».