В Москве насчитывается более 1500 школьных музеев. Это уникальное, свойственное только нашей стране явление сейчас находится под угрозой. Однако в столичном департаменте образования считают, что для города они не рентабельны, потому что не приносят дохода в отличие от государственных. Бывший руководитель сектора музейной педагогики Московской городской станции юных туристов Ирина Иксанова, отдавшая этой деятельности 15 лет, утверждает, что подобное отношение властей к этой проблеме недопустимо.
Ветераны за музеи
Конечно, полностью закрывать все школьные музеи не станут, ведь это повлёчет за собой протест ветеранов и общественных организаций. Однако сомнения на этот счёт уже брошены в массы: в Москве и так много государственных музеев, зачем ещё школьные? Но дело в том, что они отличаются от прочих своей интерактивностью, учат детей понимать проблемы историко-культурного наследия и, что самое главное, юное поколение здесь само формирует фонды. Пожалуй, эти две категории музеев можно сравнить с профессиональным и самодеятельным театрами. В первом главное, чтобы больше было зрителей в зале, во втором имеет значение количество актёров на сцене. Так и здесь – в школьном музее самым важным является не количество посетителей, а заинтересованность в его работе как можно большего количества людей.
Живуны
Один из примеров – музей «Живуны» в школе №930, которая была присоединена к одной из гимназий. Экспозиция, посвящённая родникам, пользуется у всех посетителей популярностью. Начало исследованиям живительных источников – истоков русской культуры положил родник Сергия Радонежского, который находится рядом со школой. Работа в музее и экскурсии проводятся бесплатно, на свободных началах. Детей в экспозиционном зале всегда полно, они забегают сюда в любое свободное время. Но департамент образования города Москвы это не интересует, там постоянно твердят, что такие музеи неэффективны, поскольку не приносят дохода.
В средних учебных заведениях насчитывается около 200 выставок. Одной из таких экспозиций заинтересовались даже иностранцы. Недавно в одну из школ, где работают два музея – Африки и истории русского быта, посетил посол Кении. Он был восхищён экспонатами и предложил ребятам обмениваться информацией и совместно выложить на сайт интерактивные экскурсии.
Подтверждений того, что интерес к школьным музеям большой, достаточно, но вот департамент образования упорно не хочет этого замечать. Сегодня многие экспозиции оказались под угрозой, в том числе из-за новых, «практичных» руководителей образовательных учреждений. Для «офисного планктона» эти музеи – лишняя обуза. Хорошо, что пока во многих местах, даже после слияния школ, остались педагоги, ратующие за развитие подобного внешкольного образования. Сегодня учителя всеми силами стараются сохранять музеи.
День открытых дверей
Ирина Иксанова рассказывает, что во второй половине прошлого учебного года департамент образования запустил удачную программу – «Музейная суббота». Предполагалось, что в эти дни школьные экспонаты будут доступны для всех желающих. Но вот загвоздка: для этого нужно было зарегистрироваться на сайте департамента и заполнить специальную анкету, которая была чрезвычайно сложна в работе и нелогична. Например, бабушку из соседнего дома, что пожелала посетить музей, спросили: в каком классе она учится?!
Так или иначе, с нового учебного года начали активно поступать заявки на участие в программе, но департамент образования закрыл её как неэффективную! Любопытно, что те музеи, которые проводили день открытых дверей по субботам, так же продолжают их проводить, но теперь у них нет возможности для рекламы, которая была раньше. Школы просто развешивают объявления по своему микрорайону. Учителя на свой страх и риск собирают детей, их родителей, словом, всех желающих, и проводят с ними экскурсии.
Музей – как птица феникс
Действительно, после слияния образовательных учреждений у многих школ оказались экспонаты сразу нескольких музеев. Но проблемы, связанные с этим, можно решать, ведь все собранные в одну систему экспозиции сейчас находятся в отдельных зданиях. Ирина Иксанова побывала в одной из школ на севере Москвы. Среднеобразовательное учреждение объединилось с четырьмя другими школами, пятью детскими садами и гимназией. В итоге в одном месте собралось семь музеев. Значит, придётся объединять фонды, создавать музейный комплекс. Жаль только, что этим вопросом никто пока не хочет озадачиться, в том числе и с научно-методической точки зрения.
Сектор музейной педагогики краеведения московской городской станции юных туристов занимался развитием и изучением школьных музеев пятнадцать лет. Эта работа проходила в тесном и благодарном сотрудничестве со школами. Теперь эта деятельность стала никому не нужна, и отдел ликвидировали. Функции сектора, в том числе регистрации, теперь будет выполнять городской методический центр. Все данные, собранные за 15 лет работы, окажутся не нужны, потому что на продолжение этой работы не поступило госзаказа…
Полтора десятка лет назад в Москве насчитывалось около 400 школьных музеев, в основном – военно-исторические. Сейчас в городе несут службу больше 1500 школьных экспозиций с 18 разными профилями и направлениями: краеведческими, этнографическими, историческими, прикладными, детского творчества. Мало кто знает, что история возникновения школьных музеев в России началась во второй половине XIX века, когда появились кабинеты «Родиноведения». С тех пор прошло несколько волн ликвидаций подобных фондов, но они со временем возрождались. Достигнув своего расцвета, сегодня эта деятельность вновь оказалась в опасности. Например, в Зеленограде после объединения нескольких образовательных учреждений были закрыты школьные музеи из-за ненадобности, и уволены их руководители. Несмотря на ликвидацию отдела краеведения, Ирина Иксанова будет продолжать свою деятельность, но уже на общественных началах. Она верит, что пройдёт безвременье для культуры и образования – и школьные музеи вновь поддержит государство.