Мэрия Москвы собирается внедрить электронную цифровую подпись в чиновничью среду. ЖКХ и департамент социальной защиты станут первыми, кто попробует новинку «на вкус». Следом за ними такими автографами обеспечат городские управы, комитеты. Ну а потом настанет черёд и самой мэрии. Всего к концу лета планируется раздать 5 тыс. сертификатов на пользование электронной подписью, а к концу года их число возрастёт до 20 тыс. в более чем 600 различных ведомствах.
Елена Новикова, пресс-секретарь департамента информационных технологий города Москвы, заявила, что главное достоинство этого новшества – возможность ускорить предоставление государственных услуг гражданам. Также это должно повлиять на скорость документооборота между ведомствами.
Идея в принципе не нова. На законодательном уровне основные правовые принципы цифровой подписи были утверждены ещё в 1994 году. А в 2000 г. её начали использовать хозяйствующие субъекты. Но широкое распространение цифровая подпись получила лишь в последние годы. Наиболее популярно её применение в бизнесе – для подписания документов, совершения торгов, участия в аукционах и тендерах.
Как она работает? Принцип действия электронной подписи заключается в визировании нужного документа определённым символьным рядом, который создаётся специальным программным обеспечением.
Сертификат, который получает пользователь, включает в себя две части: открытый ключ и закрытый. Первый – общедоступен, а второй хранится в безопасном месте. Такими местами могут быть различные устройства – как специализированные, так и обычные флеш-накопители. Открытый и закрытый ключи связаны друг с другом. Применить открытый ключ одного клиента, а закрытый другого не получится. В случае несанкционированного изменения документа подпись автоматически становится недействительной. Таким образом, электронная подпись гарантирует защиту документа от фальсификации или изменения.
Справка «АН»
Согласно данным московской госпрограммы «Информационный город», в 2012 г. доля виртуальных бумаг в документообороте между органами исполнительной власти составит 32%, в 2013 г. – 48%, а к 2016 г. достигнет 95%.
Согласно Федеральному закону №63-ФЗ, документы, которые завизировали при помощи подобных технических средств, обладают той же юридической силой, как и те, что подписаны от руки. Чиновники данное нововведение московского правительства оценили позитивно. Антон Беляков, депутат Госдумы, представитель фракции «Справедливая Россия» считает одним из главных плюсов экономию бумаги. «Вы даже не представляете, какие тонны бумаги тратит небольшое предприятие. А когда речь идёт о правительстве – это грузовики», – говорит он. Также среди достоинств электронного документооборота – простота хранения и высокая их доступность. Все бумажные носители рано или поздно отправляются на склад. Там их сложно найти, а со временем они уничтожаются…
По мнению Белякова, «это плюс не только с точки зрения прозрачности, но и вещественных доказательств. Здесь нужно понять, будут ли успевать Уголовно-процессуальный кодекс и правоохранительные органы. Может случиться, что сбор доказательств будет вызывать у них проблемы – вдруг кто-то украл у чиновника ключ и воспользовался им».
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета, полагает, что введение электронных подписей поможет в борьбе с коррупцией, т.к. снизится личный контакт между госслужащими и жителями города. Заместитель председателя общественного движения «Наша столица» Александр Закондырин, считает, что данные меры и взяточничество – параллельно существующие реальности. «Разницы между желанием подписывать документ обычной подписью или электронной нет. Если чиновник не хочет – он найдёт миллионы причин не делать этого. Взятки дают и в электронной форме. Так что подобное новшество, к сожалению, не сулит никаких проблем любителям получать мзду», – говорит он.
По мнению Закондырина, цифровая подпись существенно облегчит жизнь малому и среднему бизнесу, а также гражданам, которые активно пользуются современными информационными технологиями. Однако в более серьёзных вопросах необходимо создать такие механизмы общения, при которых решение проблем будет более прозрачным.
Введения электронных подписей недостаточно. «Например, существует проект реконструкции Московского металлургического завода «Серп и молот» – есть предложение у инвестора, есть ответственное лицо, и нужно создать механизм обсуждения. Понятно, что всё равно будут кулуарные разговоры. Но необходимо транслировать заседания градостроительно-земельного комитета, в котором будут участвовать все заинтересованные лица. Сейчас инвесторы, кстати говоря, не приглашаются. Почему правительство не может транслировать онлайн свои заседания? Тогда решения бы принимались на основе мнений, которые высказаны департаментами публично».
Зампред общественного движения «Наша столица» убеждён, что процесс обучения пользованию электронными цифровыми подписями и другими информационными новшествами пройдёт легко и быстро. «Наши чиновники легко с этим разберутся – они и более серьёзными вопросами занимаются. Есть, конечно, в управах люди пожилого возраста, у которых сложности с пользованием тем же компьютером. Здесь встаёт вопрос – нужно ли держать таких работников на государственной службе?»
Аргументы коммунистов
Новый закон добавляет неразберихи, из-за того что к нему не хватает ряда нормативных актов. Раньше пользоваться этой технологией можно было по желанию, а сейчас в некоторых сферах она станет обязательной. Всем пользователям интернет-банкинга придётся получать эти подписи. При этом случаи хищения ключа электронно-цифровой подписи хакерами уже были. У нас и без того со счетов граждан крадутся огромные деньги, и никто ни за что не отвечает. Обязаловка вводится при совершенно туманном механизме реализации. Вводится три вида электронной подписи, но непонятно, какую когда использовать.
Согласно закону, подпись может принадлежать не только физическому лицу, но и юридическому. Это выгодно госорганам. В случае с обычной подписью на бумажном документе можно доказать, что чиновник подписал бумагу и тем самым превысил свои полномочия. Если же вы имеете дело с целым юрлицом, например с госорганом, попробуйте найдите виновного. Окажется, что доступ к ЭП официально есть у огромного количества людей. А неофициально – и того больше. А вот различные компании и фирмы при таком раскладе, наоборот, окажутся в проигрыше. Если кто-то из сотрудников, пользуясь доступом к электронной подписи, подмахнёт какую-то бумажку, руководитель вряд ли сможет что-то поделать, ведь подпись верна. Подобные случаи уже рассматривались в суде ещё при предыдущем варианте закона. Но это скорее реалии нашей страны, а не проблемы электронной подписи.
Думаю, если бы технологию не пытались резко насаждать, а чётко продумали механизм реализации, всё было бы по-другому. А так – получается, как со многими вполне полезными техническими новшествами. Например, с интернет-порталом госуслуг, где невозможно их получить, или с веб-камерами на выборах, записи с которых не принимает в качестве доказательства суд.