Мэр Москвы Сергей Собянин решил вернуться к программе Юрия Лужкова – «Народный гараж», запущенной ещё в 2009 году.
Ещё в 2006 г. власти Москвы развернули настоящую войну «ракушкам».Хотя стоимость их не превышала 30 тыс. рублей. Уничтожая это имущество автолюбителей, власти предложили в замен дорогие, необорудованные полщадки в народном гараже.
Сегодня методы давления не изменились. С 2013 г. в Москве планируется ввести плату за парковку в центре, она будет составлять около 50 рублей в день. А также повысить штраф за неправильно припаркованный автомобиль в 10 раз: с 300 до 3 тыс. рублей. Учитывая вышесказанное, москвичи волей-неволей задумаются о приобретении места для стоянки по ценам властей.
Чтобы не отчаиваться, депутат ГД Евгений Фёдоров предлагает использовать народный гараж и как способ капиталовложения. «Люди, которые успели приобрести гаражи год или два назад, сегодня на нём ещё и заработали. Думаю, такую покупку можно рассматривать как вариант вложения денежных средств».
Уже много лет конструкция таких многоэтажных стоянок практически не меняется. Как и прежде, она представляет собой продуваемую всеми ветрами этажерку высотой от двух до пяти этажей. Внутри стоянка выглядит как помещение без индивидуальных перегородок с вместимостью от 65 до 2 тыс. мест.
«Изначально стоимость машино-места в народном гараже не должна была превышать 350 тысяч рублей независимо от административного округа, в котором он находится. Но сегодня реальная цена доходит уже до 800 тысяч рублей. Согласитесь, такую сумму сложно назвать «народной», – считает Вероника Панкова, член экспертного совета Гильдии риелторов. И столь высокая стоимость ещё не предел, если учитывать существующую инфляцию.
«Изначально идея была неплохой, но реализовать её власти просто не смогли. Об этом говорит нежелание автовладельцев в ней участвовать. Думаю, эту программу можно признать мёртвой», – делает вывод Вероника Панкова. Мало кто из москвичей решится отдать почти миллион за место для машины, часто взятой в кредит. Многие будут по старинке оставлять свою «ласточку» во дворах.
«Народные гаражи строили там, где было место, поэтому меня не удивляет, что сегодня спроса на них нет. Задача города – со временем отрегулировать программу, упорядочить её в бытовых и правовых аспектах. Ведь, как и любому крупному городу, нам без этого не обойтись», – говорит В. Панкова.
Год назад ещё можно было приобрести народный гараж в рассрочку. Но сегодня заплатить за машино-место надо сразу и в полном объёме. Однако выкупленные места власти планируют ещё и сдавать в аренду. Изначально было заявлено, что при покупке гаражи будут оформляться в собственность в установленном законом порядке, но какое-то время существовала проблема с оформлением имущественных прав. Она была вызвана сбоями в документообороте МосгорБТИ: формат документа, который выдавали в учреждении, не принимали в Росреестре.
Светлана Родзевиль, начальник отдела по работе с населением маркетинга и продаж ВАО, рассказывает, что сегодня получить народный гараж в собственность можно без проблем. После получения разрешения на строительство заключается договор долевого участия. А затем, после того как стройка закончилась и здание сдано в эксплуатацию, гараж можно оформлять в собственность. Для этого человек получает акт приёма-передачи, кадастровый паспорт в БТИ, и свидетельство регистрируется в Росреестре.
«Судить о том, удачная эта программа или нет, стоит по тому, как поддерживает население эту идею. Даже при условии, что люди потянут такие цены, отдавать деньги они готовы только за место, которое находится рядом с их домом», – считает лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин.
Никто не захочет платить за место, от которого придётся самому добираться до дома. Если вопрос с местонахождением стоянок не будет решён, люди будут, как и прежде, «по-народному» оставлять машины во дворах.
Безусловно, автостоянки – это условие безопасности и сохранности автомобиля в городе. Но даже за возможность оставить свою машину на стоянке и не беспокоиться о её сохранности жители столицы не готовы платить огромные суммы, сопоставимые со стоимостью автомобиля.
Аргумент специалиста
Ксения Юрьева, руководитель отдела маркетинга, рекламы и PR Altimus Development:
– Думаю, что реанимировать проект можно за счет грамотного инвестиционного партнерства. Финансовые вливания должны обеспечиваться как со стороны государства, так и за счет привлечения внешних инвесторов. Привлечь же инвестиции можно, если организовать в «Народном гараже» дополнительную, необходимую потребителю инфраструктуру: сервисы, мойки, автомагазины, шиномонтаж. За счёт этого удастся снизить для потребителя цену на гараж и сделать его действительно народным.