В то время как государство роняет в глазах юношества авторитет Вооружённых сил, дело в свои руки берут частные лица. Национально-патриотическое воспитание удаётся им гораздо лучше. Хорошим примером послужила выставка «Возвращение «Варяга».
Музей истории основания Российского флота (точнее, будущий музей – его откроют только весной) располагается в живописном уголке Москвы. С одной стороны – Измайловский вернисаж с башенками, с другой – сквер и Серебряно-Виноградный пруд. Погода, казалось, всеми силами подчёркивала торжественность события: сверкающие снежные просторы преумножали солнечный свет, точь-в-точь как в классической поэзии. Сам музей тоже не отстаёт – трёхэтажный кирпичный дом в голландском стиле. Словом, картина хороша, залюбуешься.
Место не только красивое, но даже историческое. Здесь, на этом пруду, Пётр Первый в детстве освоил баркас – своё первое судно. Здесь родились его мечты о море и о флоте, которым было суждено воплотиться в жизнь со всем размахом и во всей красе.
Выставку организовали Благотворительный фонд поддержки Военно-морского флота «Крейсер «Варяг» и Центр традиционного морского воспитания «Гардемарины». Название выставки звучит претенциозно, но правдиво – «Варяг» буквально возвращается в жизнь страны. Со дна Ирландского моря поднимают останки корабля, историки всё глубже раскапывают подробности тех событий, по Центральному телевидению демонстрируются документальные фильмы о крейсере. В 2002 г. флагманом Тихоокеанского флота был утверждён ракетный крейсер «Варяг», названный в честь великого «предшественника». Неслучайно для этого выбрали именно Тихоокеанский флот – поближе к Японии. А точнее, поближе к истории легендарного «Варяга» и Русско-японской войны.
Открывая выставку, глава «Гардемаринов» Георгий Андронов напомнил «жизненный путь» крейсера. «Варяг» собрали в 1900 г. в Филадельфии (США). Это был один из красивейших кораблей русского флота. В 1904 г. он принял знаменитый бой в корейской бухте Чемульпо, ставший для него последним. В то время крейсер «Варяг» обеспечивал безопасность российского посольства в Корее. Без объявления войны японцы потребовали от «Варяга» сдаться в плен. При поддержке канонерской лодки «Кореец» экипаж «Варяга» в течение часа противостоял японской эскадре из 15 кораблей. Морякам удалось потопить один миноносец противника и вывести из строя два крейсера. «Варяг» ушёл под воду с развевающимся Андреевским флагом. В бою погибли 22 русских моряка (ещё 11 скончались от ранений). Выживших приняли на борт нейтральные корабли. Впоследствии японцы подняли «Варяг» и включили его в состав своего флота под именем «Сойя», а в 1916 г. корабль был выкуплен Россией, в 1917-м отправлен на ремонт в Великобританию. Через год после Октябрьской революции крейсер перешёл в собственность Великобритании в счёт долгов Российской империи. В 1920 г. он был продан Германии на металлолом и при транспортировке затонул в Ирландском море, в 500 метрах от берега Шотландии.
«Сейчас чего только не пишут в Интернете, как только не умничают, – взял слово историк флота и писатель Виктор Катаев, главный знаток темы, автор девяти книг о «Варяге». – Удобно сидеть в тёплых и уютных кабинетах и рассуждать о том, как стоило поступить экипажу и был ли смысл в его подвиге. А я считаю, что уместна простая аналогия. Представим: 15 хулиганов зажали парня в угол и потребовали, чтобы он прекратил встречаться с девушкой, которая нравится одному из них. Можно, конечно, махнуть рукой и решить, что здоровье дороже. Но можно поступить и по-другому. Это вопрос чести».
В. Катаев отметил, что подвиг «Варяга» стал образцом мужества не только для России. Знаменитая песня «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг» была написана в Германии, и лишь потом её перевели на русский язык (в 20-е годы песня попала в разряд запрещённой «царской музыки», а в Великую Отечественную её «реабилитировали», как и само понятие «патриотизм»). Первый музей в честь «Варяга» открыли в Филадельфии в США. А первую книгу о «Варяге» написал француз.
Удивительно (хотя и логично), что монумент в честь крейсера «Варяг» установлен на месте его последнего пристанища – на территории Великобритании, с которой у России весьма непростые дипломатические отношения, особенно в военном аспекте. Силами Благотворительного фонда «Крейсер «Варяг» в 2007 г. удалось не только согласовать с британцами размещение памятника в посёлке Ленделфут на берегу Шотландии, но и привлечь их к активному сотрудничеству. На церемонии открытия монумента присутствовали официальные лица Великобритании и даже экс-генсек НАТО.
…Экскурсия завершилась душевным чаепитием среди портретов великих флотоводцев и государственных символов Российской империи. Музей служит штаб-квартирой общества «Гардемарины», и это нетрудно заметить: на стене – клятва, которую приносили гардемарины в царское время. Теперь это уже история – все военнослужащие приносят сейчас одну и ту же присягу. Но в обществе «Гардемарины» клятва по-прежнему жива. «Быть верным своему товариществу до последней капли крови».