Дирекции железнодорожных вокзалов Москвы предложили установить видеокамеры нового поколения (они способны распознавать лица преступников, находящихся в розыске). Точнее, железнодорожники хотят, чтобы такие камеры для них установило государство. А ещё точнее – чтобы государство выделило им на это деньги.
В мире такая техника применяется уже давно: в Европе, Японии, США (прежде всего в столичном округе Колумбия). Эта программа была мгновенной реакцией на теракты начала 2000-х годов. В базу данных постоянно заносят портреты личностей, подозреваемых в причастности к терроризму. Система может не только выхватывать их лица из толпы, но и отслеживать их перемещение по городу – камеры установлены не только на вокзалах, но и во всех местах массового скопления людей. На этом фоне идея РЖД – оснастить камерами одни лишь вокзалы – напоминает решето, которым черпают воду.
«Пусть РЖД сперва приведёт в порядок ту обычную систему видеонаблюдения, которой уже располагает. Ни качество, ни количество камер не соответствуют норме», – комментирует депутат Мосгордумы Сергей Гончаров, член Комиссии по безопасности. С ним соглашается коллега по комиссии Антон Палеев: «За свой счёт железнодорожники могут устанавливать себе что угодно – это их дело. Но они хотят получить на реализацию своей затеи государственные деньги. На обычные камеры деньги благополучно потрачены. Как – разговор отдельный. Теперь придумали новый тренд – на него деньги ещё не выделялись, а значит, можно получить новую порцию. Они никогда не выступают с инициативой обеспечить безопасность своими силами. Это и понятно: никакой выгоды, кроме освоения средств, РЖД с этого проекта получить не может. Люди не считают вокзалы местом повышенной опасности и не отказываются на этом основании от пользования железной дорогой».
Качество реализации проектов видеонаблюдения в Москве ужасает. «Камеры в подъездах – всё те же, – продолжает А. Палеев. – На изображении, которое они дают, нельзя разобрать, кто перед нами – человек или обезьяна. Между тем официально считается, что камеры установлены, и жители подъезда лишаются субсидий на консьержа. Обученный таким опытом, к идее РЖД я отношусь с большим сомнением. Какими будут эти распознающие камеры? Действительно ли они смогут узнавать лица? Подобная аппаратура – дорогое удовольствие. Потому-то наше государство и не выступило с такой программой, в отличие от США, – в нашем бюджете нет средств на это. Ожидать полномасштабной программы можно в необозримом будущем – в течение десяти лет. Пока же Россия предпочитает человеческий ресурс. Я в данном случае тоже отношусь к технической инициативе РЖД без энтузиазма, но не потому, что я против технических мер, а потому, что без комплексного подхода они реализуются крайне плохо. Вниманию нашей Комиссии по безопасности постоянно предлагаются подобные презентации. И ни одна из них не содержала достаточной конкретики – сплошные теоретизирования».
Если взглянуть на проблему оптимистичнее и предположить, что камеры всё же смогут распознавать лица, то антитеррористический эффект всё равно окажется невысоким: система должна быть общегородской, а не вокзальной. Однако возможна другая польза. «Многие разыскиваемые преступники являются неуловимыми Джо: они неуловимы не потому, что их трудно поймать, а потому, что их не ловят, – говорит депутат Госдумы Геннадий Гудков. – Распознающие камеры должны дисциплинировать полицию: раз сигнал о преступнике поступил, то на него необходимо отреагировать».
Позитивный аргумент
Павел Суворов, юрист, подполковник милиции в отставке:
– Если проект окажется имитацией, то обсуждать нечего. Если же его реализуют добросовестно, то выгода будет колоссальной. Попав в розыск, личность стремится покинуть Москву. На автодорогах дежурят сотрудники ГИБДД, у которых есть ориентировка на эту личность. В аэропорту билет привязан к паспортным данным пассажира. А на вокзале это касается лишь поездов дальнего следования – на электричках же преступник может легко скрыться. Конечно, на вокзалах и в электричках тоже дежурят сотрудники полиции с ориентировкой (а также служба собственной безопасности РЖД), но они не могут полностью охватить такое обилие пассажиров – распознающие камеры справятся лучше. Преступникам придётся избегать вокзалов и пользоваться автодорогами – один путь для них будет отрезан.
Кроме того, камеры должны помочь не только поимке известных преступников, но и обнаружению новых. На вокзалах в огромных количествах распространена местечковая преступность: карманники, мошенники, наркоторговцы, нелегальные мигранты. Туда стекается вся нечисть – каждой твари по паре. Они сбиваются в стаи, организуются, делятся на старших и младших.