Аргументы Недели → Город М № 50(291) от 22.12.2011

Чужой среди своих

, 17:46

Никита Михалков, актёр, режиссёр, продюсер и сценарист, решил проявить себя ещё в одной ипостаси – как учредитель киноакадемии имени себя. Что это будет: полугодичные курсы повышения квалификации с глубоким погружением в профессию или альтернатива Союзу кинематографистов – станет ясно очень скоро. Михалков надеется, что проект стартует уже в следующем июле.

Озвучивая планы создания своей академии, Никита Сергеевич заметил, что шёл к этому 10 лет, но возможность реализовать идею появилась только сейчас. Планы действительно грандиозные. В будущей киноакадемии собираются учить режиссуре, актёрскому, сценарному, операторскому искусству, монтажному и осветительному ремеслу. Педсостав – из числа видных деятелей отечественного театра и кино, преподаватели ведущих российских вузов.

Демонстрация силы

В учебной программе помимо основных дисциплин присутствуют этика, эстетика, история искусств, также иностранные языки и курсы, связанные с изучением различных театральных школ – от систем Константина Станиславского и Михаила Чехова до метод Шарля Дюллена и Питера Брука. Такое тотальное погружение в киносреду Михалков сравнил с форматом 3D.

При этом курс рассчитан всего на шесть месяцев. Для сравнения: во ВГИКе такие узкоспециализированные программы, как «кинодраматургия», «кинорежиссура», «исполнительный продюсер», рассчитаны на двухгодичный курс, и стоимость их колеблется от 130 до 330 тыс. рублей. Сколько будет стоить полгода у Михалкова, пока не известно, но, по-видимому, немало, поскольку уже ведутся разговоры о возможности оплаты в кредит.

Михаил Фейгин, декан режиссёрского факультета ГИТИСа, отнесся к идее новой академии скептически: «Это демонстрация своей силы. У нас пытаются учить режиссёров в школе-студии МХАТ, вернее, мечтают. И во ВГИКе – но там они предоставлены сами себе, многие бегают к нам. Дело это непростое, это профессия штучная, ей научить нельзя, но можно лишь научиться. Можно, конечно, привить какие-то навыки: делай как я! Но раскрыться режиссёрской индивидуальности – об этом не может быть и речи...»

Михалков справится, с его опытом работы, талантом и пониманием профессии – уверен заслуженный артист России, профессор Олег Марусев: «Он ведь в других вузах не преподаёт. Возможно, потому, что его взгляды не совпадают с их методологией. У нас многие мастера хотели бы, наверное, создать свои школы, но у них нет таких возможностей, и они объединяются в стенах ВГИКа. А Никита Сергеевич способен организовать своё учебное заведение. Его мастер-классы собирают огромное количество студентов разных вузов. Его художественные воззрения близки многим зрелым кинематографистам, которые могли бы преподавать в михалковской академии – как единомышленники, что очень важно. Например, Володя Хотиненко – он ведь практически учился у Никиты Сергеевича, будучи у него вторым режиссёром. В любом случае я уверен, что это будет по-настоящему профессиональное учебное заведение, в отличие от огромного количества возникших непонятно на чём институтов. Студенты академии помимо получения теоретических знаний будут иметь возможность работать с действующими мастерами. А для самого Михалкова это станет трибуной, где какие-то политические его взгляды отойдут на второй план и уступят место его художественной сущности».

Вполне жизнеспособным проектом сочла идею Михалкова преподаватель и руководитель ряда образовательных программ ВГИКа Татьяна Дубровина  но только если рассматривать киноакадемию как курсы повышения квалификации для людей, имеющих профильное образование и тем более реализовавшихся в профессии. С предложением поработать в новой киноакадемии Михалков к Татьяне Дубровиной не обращался. И режиссёру Юрию Каре, ведущему во ВГИКе мастерскую, приглашения пока не поступало.

«Я не вдавался в подробности этого проекта Михалкова,– заметил режиссёр-документалист Виталий Манский, – но, судя по большинству его предыдущих проектов, он так и останется на словах. Хотя если что-то из них начинает воплощаться в жизнь, то, как правило, лучше б и не начиналось...»

Похоже, работа над созданием михалковской киноакадемии уже перешла в практическую плоскость. Есть договорённость об использовании общежития ВГИКа для нужд нового учебного заведения. Сначала запустят нечто вроде «пилотной серии» – «летнюю академию» Михалкова, проект, который должен стартовать 28 июля 2012 года.

Кино-полевой вуз

Уже идёт приём заявок от желающих попасть сюда на обучение. По словам координатора Надежды Фёдоровой, будет проведён жёсткий отбор: 35 человек – 25 артистов, 5 режиссёров и 5 операторов. Тем, кому повезло на протяжении месяца – с 28 июля по 26 августа, – будут заниматься мастерством актёра, сценическим движением, художественным словом, сценической речью, работой режиссёра с актёром, драматургией, мастерством художника фильма и художника по костюмам, звуковым решением фильма и операторским мастерством, постигать обработку изображения, теорию монтажа. Всё это под руководством педагогов московских и питерских вузов.

Итогом этого месяца станет показ пяти 15-минутных фильмов, которые слушатели создадут за время обучения. Причём краткие изложения произведений уже должны быть в заявках соискателей – это одно из обязательных условий для попадания в «кино-полевой вуз» Мастера. Второй немаловажный пункт – ограничение по возрасту – до 35  лет. И третий – наличие диплома о профессиональном образовании. Зато обучение, питание и проживание – бесплатно. За свой счёт абитуриенту надо будет только добраться до Москвы.

На основе этой летней академии будут обкатываться будущие стационарные полугодичные курсы, которые также планирует открыть Михалков.

«Академия кинематографии – дело хорошее. Но и ВГИК способен обеспечить нас достаточным количеством специалистов, а ведь есть ещё и Высшие режиссёрские курсы, и всевозможные частные институты, – перечисляет Юрий Мацук, генеральный директор компании «Телефильм». – Поэтому будущая академия если и нужна, то не как учебное заведение для молодёжи. Она должна стоять НАД кинопроцессом, её членами должны становиться лучшие из лучших и участвовать в разработке перспектив. Решать вопросы технического перевооружения, кинопроката. Брать шефство над ВГИКом, налаживать контакты с другими кинематографиями, с телевидением, с интернет-сообществами.»

Возникает вопрос: не подменит ли в таком случае эта академия существующий Союз кинематографистов? Известно, что Он давно мечтает об огромном фестивальном комплексе в столице, в рамках которого можно было бы разместить и академию. Но в центре города московское правительство не выделяет землю, а расположение за МКАДом его не устраивает.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram