Аргументы Недели → Город М № 24(214) от 24.06.2010

Блондин в черных ботинках

Декларация частных перевозчиков меняет имидж водителей маршруток

, 18:22

Водители маршруток больше не будут носить шлепанцы и шорты, курить в салоне, отcчитывать сдачу на полном ходу, разговаривать за рулем по мобильному телефону и ругаться на иностранном языке. Пассажиры перестанут набиваться в «Газели», как сельди в бочку. Да и сами «Газели» станут чище изнутри и снаружи, на каждой машине будет указан один номер маршрута (а не десяток разных, которые водитель чередует по собственному желанию).

Это не зарисовка из футуристического фильма. Это требования, указанные в Декларации перевозчиков, обслуживающих пассажиров на регулярных городских автобусных маршрутах в Москве. Документ на прошлой неделе подписали более 50 фирм – членов Московского транспортного союза.

Декларация - – это шесть страниц, на которых мелким шрифтом подробнейшим образом описаны требования к самому перевозчику, водителям, подвижному составу. Некоторые из них выполнить сложно, но очень важно. К примеру, как сказано в Декларации, транспортная компания обязана оборудовать класс по безопасности дорожного движения, медицинский кабинет, зал для диспетчерской службы. Все водители должны работать легально, причем каждому из них придется документально подтвердить, что ранее он работал на пассажирском транспорте не менее трех лет. Если сотрудникам негде жить, им следует предоставить комнату в общежитии. В Декларации особенно подчеркивается: ночной отдых водителя в маршрутке категорически запрещается!

Как пояснил президент Московского транспортного союза Никита Музыря, все эти нормы члены МТС обязуются выполнять добровольно. Для контроля за ними при Союзе будет сформирован Наблюдательный совет.

«Подписание Декларации – не проходное событие для транспорта России, – комментирует Леонид Липсиц, руководитель Департамента государственной политики в области пассажирского и городского электрического транспорта Минтранса РФ. – Оно примечательно тем, что перевозчики сами, без участия правительства, поняли необходимость добросовестной конкуренции. И договорились об общих правилах перевозки. Уверен, пассажиры вскоре почувствуют, что Декларация помогла улучшить качество предоставляемых услуг».

Однако смысл подписания Декларации не только в заботе о пассажирах. Она должна стать средством, позволяющим честным перевозчикам отмежеваться от «маршрутчиков-нелегалов» и тех фирм, которые ничего и слышать не хотят о социальной ответственности. Ежедневно в столичных маршрутках ездят 1,5 млн. человек. Не менее 1 млн. пользуются услугами компаний, состоящих в Московском транспортном союзе (такие машины можно опознать по специальному стикеру на борту). Остальные вынуждены ездить либо в «серых» маршрутках, либо на легальных «Газелях», где качество услуг хромает. Пассажиры таких такси чаще сталкиваются с хамством и непрофессионализмом водителей, плохим состоянием машин и т.п.

Как писали «АН» в материале «Транспортный застой» (см. №23 от 17.06.10), между частными перевозчиками и столичным правительством назревает конфликт. В мэрии подготовили законопроект об общественном транспорте (уже принятый Мосгордумой во втором чтении), всячески притесняющий частников. Поэтому сейчас московским перевозчикам так важно крепче сплотиться и «ощетиниться» против городских властей. Вместе с тем Московский транспортный союз, накладывая на своих членов массу социальных обязательств, хочет показать: с ним можно и нужно цивилизованно сотрудничать. А постоянные аварии, драные салоны маршруток, курящие водители – это все про других перевозчиков, Декларацию не подписывавших.

В городском правительстве эту логику чувствуют. Но к сотрудничеству (оно явно пойдет на пользу москвичам) не вполне готовы. На подписание Декларации, которое не проигнорировали и крупные федеральные чиновники, обещали прийти первый зам. мэра П. Бирюков, руководитель городского Департамента транспорта и связи В. Кичеджи, председатель Мосгордумы В. Платонов. А явился только первый заместитель В. Кичеджи, из депутатов был С. Орлов. Да и тот опоздал.

Первые частные маршрутки появились в столице в 1990-е. Тогда было много других дел, и городские власти как-то не задумывались о том, к чему приведет появление частников на этом рынке. Но со временем пассажиры оценили и полюбили маршрутки: ездить на них быстрее и комфортнее. Все платежеспособные пассажиры стали выбирать частных перевозчиков. А муниципальным транспортом пользуются в основном льготники, за которых платит городской бюджет. Результат: ГУП «Мосгортранс» не может заработать и копейки!

Противоречия

Отсюда желание столичных властей потеснить частников. Недавно им запретили брать на работу гастарбайтеров, хотя Мосгортрансу это разрешено (данное решение Правительства сейчас анализирует Федеральная антимонопольная служба). Частники, в отличие от городского ГУПа, не получают компенсацию за перевезенных льготников. Теперь вот невыгодный членам Московского транспортного союза закон об общественном транспорте… Таких примеров – множество. Но, думается, мэрии все же не удастся повернуть время вспять и восстановить ситуацию 1990-х годов. Это грозит социальным взрывом: москвичи слишком привыкли к маршруткам.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram