Минздравсоцразвития планирует к 2013 г. довести качество работы «скорой помощи» до европейских стандартов. Так, от вызова до приезда медработников должно проходить максимум 15-18 минут. Нынешний норматив по Москве составляет 20-25 минут, и большинство «скорых» в него укладываются.
Золотые минуты
Есть у медиков понятие - «золотой час». Это первый час после травмы, когда надежда на благоприятный исход особенно высока. В службе «скорой помощи» счет идет на минуты, и каждая из них - «золотая». По городской программе «Столичное здравоохранение 2008-2010» неотложкам выделяется свыше 800 млн. рублей. Новые машины с бортовыми компьютерами, новые подстанции, новая система навигации, увеличение числа бригад. За последние три года их стало на две сотни больше.
Еще несколько лет назад помощь должна была прибыть к больному не позже чем через три четверти часа после получения вызова. Сейчас норма -
20-25 минут. Ведется строгий учет времени прибытия, и, судя по нему, по 85% вызовов «скорые» за 20 минут успевают. Привычные жалобы: «позвонили «03» и полтора часа ждали» касаются оставшихся 15% вызовов - что тоже немало.
Особенно долго могут ждать врачей жертвы ДТП. Машинам с медиками трудно прорваться сквозь пробки, а на подъезде к месту аварии они обычно особенно плотные. «Транспортные проб-
лемы должна решать ГИБДД, - считает первый зампред комитета ГД по охране здоровья, академик РАН Николай Герасименко. - Пусть впереди кареты идет милицейская машина и прокладывает дорогу. Сопровождают же они чиновников! А тут речь о спасении человеческой жизни! Также хорошо бы усилить наказание для тех, кто не пропускает спецтранспорт. И еще городу нужно побольше вертолетов для доставки больных. Но это финансовый вопрос...»
В Москве вертолеты вылетают на место аварии, только если пострадали не менее 8 человек. Кроме того, большой вопрос, куда вертолет их доставит. В знаменитом «Склифе», наиболее подготовленном для приема травмированных людей московском лечебном учреждении, недавно почему-то закрыли вертолетную площадку...
Самая действенная мера по спасению жертв ДТП - создание сети стационарных постов «скорой» на самых аварийных московских магистралях. Первые такие посты появились на пересечении МКАД с Ленинским, Волоколамским и Можайским шоссе - и сразу доказали свою эффективность. Среднее время прибытия машины к месту аварии на МКАД - 19 минут. А с постов они добираются за 12,5.
Всего за год в «скорую» по Москве поступает около 5 млн. вызовов. Причем вместе с ростом населения столицы растет и количество звонков - ежегодно их количество увеличивается почти на 100 тысяч. Каждый день - от 6 до 8 тыс. вызовов: летом поменьше, зимой побольше. Примерно каждый сотый из них - чья-то глупая шутка. По каждому третьему обычно достаточно телефонной консультации врача. Но больше трех миллионов вызовов вполне серьезны и требуют немедленного выезда бригады.
Согласно приказу Минздравсоцразвития, одна подстанция «скорой помощи» должна приходиться на 180-200 тыс. человек. Одна карета - на 10 тыс. человек. На данный момент в Москве действует 53 подстанции, еще несколько предполагается вскоре открыть, в основном в новых спальных районах.
В столице нормативы выдержать непросто. Кроме зарегистрированных жителей здесь много приезжих, бомжей. По закону «скорая» должна реагировать на любой вызов независимо от того, где человек прописан и есть ли у него карточка медицинского страхования. Причем в любом случае помочь бесплатно. Есть проекты привязать «Скорую помощь» к системе обязательного медицинского страхования - но пока это лишь идеи отдельных чиновников от здравоохранения. Коммерческие службы экстренной медпомощи в городе тоже существуют и процветают. Но к «03» отношения не имеют.
«Я бы сказала, что «скорых» в Москве хватает, - говорит одна из врачей службы. - Проблема в другом: у нас недостаточно больниц, специализирующихся на первой помощи больному или пострадавшему. Куда нам доставить человека? Больницы просто дежурят по очереди, и приходится везти туда людей через весь город. Печень, сердце, мозг - нет специализации. Не стреляйте в кардиолога - лечит отравление, как знает...
Нередко мы подъезжаем к дежурной больнице - а там очередь из 4-5 машин. И вся наша борьба за минуты напрасна! Просто потеряем больного в очереди у больницы... В детской Морозовской часто не хватает мест - везем в 9-ю, в 15-ю. И там ребятишек принимает обычный дежурный врач, у которого много своих больных».
В середине ноября в Минздравсоцразвития состоится совещание, на котором чиновники будут обсуждать, как именно довести качество «скорой помощи» до европейского уровня. Как пояснили в пресс-службе ведомства, планируется существенно исправить и «перекроить» многие акты и нормативы. Возможно, улучшение показателей потребует выделения дополнительных средств. Однако пока не ясно, коснутся ли «правки» самых больных мест столичного здравоохранения - нехватки больниц, вертолетных площадок и стационарных постов на магистралях.