До монастыря проще всего дойти от станции метро «Марксистская». Проще и приятнее. И хотя улица Таганская застроена по большей части зданиями социалистической эпохи, ей удалось непостижимым образом сохранить дух старой Москвы.
Покровский монастырь (Таганская улица, 58) основан в 1635 г. царем Алексеем Михайловичем. Однако в славу он вошел лишь к середине позапрошлого столетия. Путеводитель по обителям России, вышедший в 1863 г., писал о нем: «Монастырь очень богат капиталами, получаемыми за места для погребения. Ни один монастырь и ни одно кладбище не имеют такого множества дорогих и изящных памятников, как он. Преимущественно хоронят здесь из богатого московского купечества».
Действительно, некрополь вышел хоть куда. А.Т. Саладин, автор преоригинального путеводителя «Прогулки по кладбищам Москвы», составленного в 1916 г., писал: «Теперь при Покровском монастыре существует одно из самых больших и богатых монастырских кладбищ в Москве. По распланировке его, пожалуй, можно признать лучшим московским кладбищем. Оно все изрезано густою сетью правильных продольных и поперечных дорожек, как шахматная доска, почти к любой могиле можно пройти, не приминая травы. Березки, рябины, белые стены монастыря, просвечивающиеся сквозь зелень, вызывают какое-то тихое примиряющее настроение». Увы, кладбище не дошло до наших дней.
Естественно, случались тут истории мистико-криминального характера. В частности, в 1897 г. газета «Московский листок» сообщала: «26 июня, во время ранней литургии в Покровском миссионерском монастыре в Рогожской, в церковь вошел какой-то неизвестный человек, который направился к свечному ящику и купил свечей на 15 копеек. Расставив эти свечи перед иконами, неизвестный вновь подошел к ящику и купил свечей на 20 копеек, а через минуту он потребовал их уже на пять рублей. Окончив расстановку свечей, неизвестный стал среди храма и вынул из кармана складной нож; не обнажая лезвия, он стал ударять им себя в грудь и вслух молиться о том, чтобы Господь простил его.
- Я сейчас зарежусь, - вдруг громко воскликнул он. Неизвестного поспешили из церкви удалить. Он назвался крестьянином Богородского уезда Павлом Артемьевым Грязновым, сорока лет, проживающим на родине, и заявил, что только утром пришел в Москву. Грязнов, несомненно, - психически больной человек».
Впрочем, в той истории нет ничего сверхъестественного. Музеи, храмы и библиотеки издавна служат магнитом для психически больных. В первую очередь из-за того, что их там меньше обижают.