Стройка без границ
Как рассказал Александр Можаев, координатор движения «Архнадзор», в городе процветает практика так называемых досогласований. Уже в процессе строительства застройщик получает официальное разрешение поменять проект и, например, соорудить дополнительные этажи. Так случилось со зданием на Арбатской площади, у «истока» Старого Арбата. По первоначальному плану дом должен был быть той же высоты, что и ресторан «Прага». Только на этом условии Москомнаследие пропустило проект. Построенное здание получилось гораздо выше и массивнее.
В теории препятствовать появлению уродующих город построек должны публичные слушания, на которых застройщики обязаны согласовывать с жителями ближайшего квартала проект здания. Так думали и обитатели домов, окружавших стройку по адресу: Большой Ватин переулок, 1. Им на слушаниях пообещали, что на этом месте возведут трехэтажный торговый центр. Так как с магазинами в Центральном округе плохо, местное население отнеслось к стройке благосклонно. Однако, заручившись согласием жителей, застройщики в считанные месяцы соорудили... шестиэтажный офисный корпус. Больше всех «повезло» жителям панельной девятиэтажки, которая стоит вплотную к новостройке. Теперь окна ряда квартир смотрят в глухую стену, расстояние до которой - менее 5 метров.
При этом столичные чиновники с самого начала имеют доступ к истинным проектам. По словам главного архитектора Центра исследования градостроительной инфраструктуры Бориса Пастернака, к проекту здания прикладывается специальный паспорт, на основании которого Мосгорэкспертиза дает разрешение на строительство. Как и в гражданском паспорте, в паспорте здания есть настоящее изображение будущей постройки. Увидеть этот рисунок представителям общественных организаций и уж тем более рядовым москвичам практически нереально. Горожане довольствуются либо красивой, но абстрактной картинкой, которую вывешивает на заборе заботливый застройщик, либо собственным воображением. Когда строительство заканчивается и с новостройки снимают леса, возмущаться, как правило, уже поздно.
Нам картинка не указ
Реальных механизмов, позволяющих бороться с этим явлением, в городе сегодня нет. Более того, по действующим нормам, изображать на щите у стройплощадки будущее здание застройщик вообще не обязан!
«Городские власти следят лишь за тем, чтобы на щите были указаны подрядная организация и сроки окончания строительства, - объясняет Борис Пастернак. - Нарисовать можно все что угодно. Соответствие рисунка проекту никто не проверяет».
Вот, например, дом №1 на Воронцовской улице. Его реконструкция закончится в ближайшее время. Дом построен еще в 40-е годы и признан памятником конструктивизма. На рисунке, который и сегодня можно увидеть на стройплощадке, у здания только подновлен фасад. В реальности на доме появилась уродливая надстройка-мансарда.
«Самое интересное, что закон застройщики не нарушили, - говорит Александр Можаев. - Их наказали бы только в том случае, если бы они изменили этажность дома. А мансарда этажом не считается!»
Бывает и так, что делиться с москвичами своими планами застройщики не спешат. Например, еще в 2006 г. началось строительство Выставочно-делового центра частных коллекций на углу Солянки и Яузского бульвара. Как рассказала жительница этого района Ирина Древницкая, плакат строители поставили в глубине стройплощадки за постоянно запертыми воротами. Он едва виднелся из-за забора, разобрать рисунок было невозможно. Строительство продолжается, а плаката теперь вообще нет - ни снаружи, ни внутри. Правда, в апреле с заявлением по поводу злосчастного выставочного центра выступил глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин, заявивший, что над архитектурой этого здания «еще надо подумать». Едва ли москвичи узнают о результатах «мыслительного процесса» до появления здания...