Аргументы Недели → Город М № 21(159) от 28.05.2009

Москва-­река №2

, 16:33

Еще недавно Яуза была очень грязной и ни на что не годной речкой. Мусор, нефтяные пятна, затянутое наносами дно, заросшие болотными растениями берега никак не соответствовали статусу второй реки Москвы. Состояние русла было таково, что «ходить» тут могли разве что лодочки и плоты. И вот наконец речку решили привести в порядок: начались дноуглубительные работы, укрепление берегов.
«Это называется реконструкция реки, - объясняет руководитель пресс-службы Мосводостока Игорь Епифанов. - Так вот практически на всем своем протяжении в черте города Яуза была реконструирована. В прошлом году сдали в эксплуатацию последний участок в Медведкове - Отрадном. Реконструировать Яузу было непросто: суда не везде могли подобраться. Кое-где чистили вручную, с лодок».
Вообще благоустройство Яузы и Москвы-реки - это в среднем 50 тыс. кубометров перемещенного грунта за год. Все эти работы считаются дорогостоящими. Зато результат налицо: в верховье реки появились раки, селезни стали прилетать, бобры спускаются. Бомжи рыбу ловят - улов в мешок не влезает. По виду рыба абсолютно нормальная. Но говорят, есть ее все же нельзя.
На Яузе в 1935 г. собирались построить два гидроузла со шлюзами. Успели - только один в 1940 году. Капитального ремонта Яузский гидроузел дождался лишь в 2000 году. Между тем именно этот гидроузел делает возможным судоходство на 10 км русла реки. И именно его плотина сдерживает 4-метровый перепад высот между уровнями Яузы и Москвы-реки.
«Если допустить переполнение Яузы, она может подтопить прибрежные улицы, например, Краснобогатырскую, Сельскохозяйственную, - рассказывает начальник гидроузла Владимир Беляев. - Наша задача - регулировать уровень воды, а также пропускать через шлюз суда технического флота. Шлюзом управляем с пульта.
«Вот мы включили зеленый свет. Корабль входит в него, ворота закрываются. Выходим на обзорную площадку, смотрим, все ли идет правильно. Если да, открываем верхнюю водопроводную галерею. Опять наблюдаем. Уровень воды поднимается до нужной отметки. Опускные ворота идут вниз. Включается светофор на выход, и корабль покидает шлюз. Завершающая операция - нижняя галерея открывается, вода из шлюза уходит. И так по 6-12 раз в день».
Частные, прогулочные катера на Яузском гидроузле не шлюзуют - только суда технического флота. Обычно это мусоросборщики и катера со скимерами (устройства, снимающие с поверхности реки пятна нефтепродуктов). «Вот даже ветошь кто-то масляную бросит - от нее уже пятно идет, - говорит Виктор Новиков, механик и сменный капитан катера-нефтесборщика «Сетунь». - Одно пятно можно за полчаса убрать, а с другим придется сутки-двое стоять. Пятна ведь и километровые бывают!»
При разливе нефти, чтобы пятно не расползалось, катера-нефтесборщики ставят ограждения. На воду спускают скимеры и откачивают нефть в специальные емкости. Тонну катер может взять сразу. А могут и мусорный контейнер поставить. Тогда нефтесборщик превратится в уборщика. Осадка катера - всего 40 см, он спокойно ходит по мелководью. Судно маневренное - крутится буквально на месте. Скорость его - до 28 км/ч.
«Здесь, на реке, все меряется в километрах, - поясняет Виктор Михайлович. - Это на море в узлах считают... Я сам на флоте четвертый десяток. Начинал с морей. Потом по Дону ходил. Видно, судьба такая - все время с водой. Как говорится, все пропьем, но флот не опозорим. Сейчас годы, возраст, хочется дома побольше бывать. Вот на речке и работаю».
«Хоть какая, да вода», - добавил сменный капитан Новиков и отправился дальше чистить Яузу.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram