Ждем - не дождемся
Есть в Москве места, где без светофоров просто нельзя. Это признают и водители, и пешеходы. Например, пересечение Бескудниковского бульвара и одноименного переулка. Там регулярно происходят ДТП. Проблему мог бы решить светофор. Но сколько еще людей должны покалечиться, прежде чем его соблаговолят установить?
«От момента осознания необходимости до появления на улице светофора проходит в среднем 2 года, - рассказали в столичном Центре исследования транспортной инфраструктуры. - Для установки светофора одного письма возмущенного москвича мало. Нужно, чтобы необходимость установки светофорного объекта доказал специальный мониторинг. А он проводится один раз в год. Далее огромное количество времени уходит на согласование проекта в различных инстанциях и на проведение конкурсов - сначала среди проектировщиков, потом среди установщиков».
Труба и тоннель
Единодушие водителей и пешеходов разрушается, как только речь идет об установке светофоров на магистралях, где уже нарисованы «зебры». Пешеходы хотят безопасно переходить дорогу. Водители - ехать, а не стоять. «На 5-километровом участке Университетского проспекта (от пересечения с Ленинским до Главного здания МГУ) 5 «зебр», - приводит пример Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. - Если их украсить «трехглазыми», движение остановится вообще! И таких участков очень много. Наилучший выход в подобной ситуации - наземные или подземные (так называемые внеуличные) переходы».
Сегодня в Москве всего 350 внеуличных переходов. Строительство навесной трубы или подземного тоннеля - дело дорогое и долгое. Подземные переходы через Садовое кольцо под Сухаревской и Кудринской площадями, на строительство которых ушли десятки миллионов рублей, возводили около полутора лет. В ближайшие 3 года в центре планируется ввести в строй 32 перехода, на 11 разработать проектную документацию. Но и это количество внеуличных переходов проблему не решит...
«Старт» далек от финиша
Поэтому увеличение «поголовья трехглазых» придется принять как факт. К сожалению, московские водители не имеют возможности убедиться в том, что светофоры могут быть их друзьями, а не врагами. В Европе, США, во многих азиатских странах светофоры не создают пробки, а блокируют их образование. Такой эффект достигается благодаря системе гибкого централизованного управления: все светофоры регулируются из одного диспетчерского пункта, что позволяет управлять движением в режиме реального времени.
Подавляющее большинство столичных светофоров работает по принципу «жесткого» регулирования. Программа задана раз и навсегда. Варьировать длительность сигнала в зависимости от дорожной обстановки невозможно. В Москве к системе гибкого регулирования (она называется «Старт») подключено лишь 20% светофорной сети. «Старт» действует только в центре и на некоторых ключевых магистралях, например на Ленинградском и Комсомольском проспектах. К концу 2010 г. на гибкий режим планируется перевести 40% автоматических регулировщиков. По европейским стандартам должно быть 80%.
В Центре организации дорожного движения при правительстве Москвы сообщили, что на модернизацию нужно несколько миллиардов рублей. «Будут деньги - будет «Старт», - лаконично сообщил заместитель начальника ЦОДД.
Во всем виноваты лампочки
Интересы автомобилистов и безлошадных москвичей сплелись в гордиев узел. Разрубить его способно только правительство Москвы. Но за лечение светофорной системы власти берутся явно не с того конца. Мэр Юрий Лужков недавно заявил, что самый страшный недостаток системы - устаревшие лампы в светофорах, которые не видны при солнечном свете и постоянно перегорают. Неужели городским властям не очевидно, что Москве нужны не новые лампочки, а комплексная программа реконструкции светофорного хозяйства?
- На Западе машин в десятки раз больше, а проблем меньше. Все потому, что дороги давно имеют два уровня, - приводит пример Михаил Блинкин. - По нижнему едет общественный транспорт, велосипедисты. Там же находятся все пешеходные переходы. А по эстакаде или тоннелю проходит параллельная скоростная магистраль. В Москве, где на дорогах «смешались в кучу кони, люди...», учесть интересы всех участников дорожного движения невозможно.