Ряд категорий грузового автотранспорта под экологический запрет не подпадает. Среди «счастливчиков» - милицейские автомобили, инкассаторский транспорт, а также многочисленная хозяйственная техника (речь идет об эвакуаторах, снегоуборочной технике, машинах «Мосгаза», «Моссвета», «Мосводоканала» и т.п.). Возникает вопрос: почему «избранным» позволено загрязнять атмосферу попрежнему? И почему, заботясь о чистоте воздуха в центре, власти «забыли» об общественном транспорте, который порой чадит не хуже «КамАЗов»?
Любой столичный водитель знает: самое ужасное в пробке - оказаться позади автобуса. От его выхлопов можно задохнуться. «В центре города - например, в окрестностях метро «Пролетарская» - на маршрутах до сих пор работают «Икарусы» советских времен. Естественно, чадят они как паровозы, - подтверждает замдиректора НИИ прикладной экологии Алексей Почепец. - Автобусы, не соответствующие стандарту Евро-2, нужно срочно менять. Но когда это случится, предугадать невозможно».
В «Мосгортрансе» рассказали, что замена «нехороших» автобусов идет, но не быстро. «Никаких средств не хватит на то, чтобы разом сменить весь автопарк!» - комментирует ситуацию сотрудница «Мосгортранса» Елена Крылова. Если принять во внимание грянувший экономический кризис, возникают серьезные сомнения в том, дождемся ли мы общественного транспорта со «свежим дыханием».
Не лучше складывается ситуация с автотранспортом у многочисленных хозяйственных служб, обеспечивающих жизнь Москвы. Как признался пресссекретарь Комплекса городского хозяйства Москвы Игорь Пергаменщик, далеко не все такие машины соответствуют стандарту Евро-2. Подведомственные городу организации экологически безопасной техникой обеспечены. Но ее недостаточно, чтобы обслуживать все столичные объекты. Поэтому власти вынуждены нанимать подрядчиков, которых выбирают по конкурсу.
В Комплексе городского хозяйства Москвы, как правило предъвляют конкурсантам требования о соответствии техники стандарту Евро-2. Но такие конкурсы могут признать несостоявшимися - в столице недостаточно подрядчиков, чьи машины экологически безопасны. Приходится проводить новые конкурсы, вычеркивая спорное условие. Так и появляется в центре столицы чадящий автотранспорт городских служб. Удивительно, что новое постановление о стандарте Евро2 легализует эту порочную систему, вместо того чтобы однозначно запретить использование экологически небезопасной техники в пределах Третьего кольца. Пусть хотя бы в центре города работают «чистые» машины, а за пределами - все остальные, какие имеются в наличии.
Водители грузовиков, которым запретили ночью появляться в черте ТТК, видят свободно разъезжающую повсюду городскую технику и рассуждают так: «Он проехал, а я чем хуже?» По некоторым данным, ЕЖЕДНЕВНО (!) «пилоты» большегрузных машин отдают в виде взяток за право нарушить установленный запрет 5 млн. рублей. Купив «индульгенцию», они продолжают портить экологию в центре города.
«Многие члены нашего профсоюза уже сменили машины. Водители грузового автотранспорта скрепя сердце согласны соблюдать злополучный стандарт, - утверждает Александр Котов, председатель Независимого профсоюза водителейпрофессионалов. - Мы даже готовы закрыть глаза на то, что запрет на въезд в центр города противоречит Конституции РФ. В конце концов, нам тоже хочется дышать чистым воздухом. Но четкий механизм получения разрешений, прохождения сертификации в городе отсутствует. Для того чтобы получить экологический сертификат, надо заплатить 3 тысячи рублей, бегать по инстанциям минимум неделю и через год повторять все снова. Поэтому очень многие предпочитают купить талон соответствия стандарту или дать «на лапу» постовому».
Злополучные оговорки, коррупционные механизмы - не много ли недостатков для постановления в одну страничку?
Экологический аргумент
Сегодня в Москве насчитывается почти 3,5 млн. машин. Ежегодно в столичный воздух попадает более 1,1 млн. тонн загрязняющих веществ. 83% из них приходится на выбросы автотранспорта