Громкий скандал в оборонном производстве
№ () от 2 июня 2020 [«Аргументы Недели », Николай ПАРАТУНИН ]
В №19, 20 «АН» мы рассказали о тревожной ситуации, складывающейся с градообразующим предприятием Павловского Посада – заводом по производству электронных компонентов «Экситон», являющимся важной частью ВПК России. У редакции складывается мнение, что предыдущие владельцы в консорциуме с обладающим специфической хваткой банкиром вели к банкротству АО «Экситон».
КОРОТКО напомним (подробнее в «АН» №20 в статье «По «Экситон» сума плачет?»), что с точки зрения выполнения Гособоронзаказа к лету 2019 г. на заводе сложилась катастрофическая ситуация. С ключевых должностей уволились ведущие сотрудники. Разорваны все связи с ОКБ «Экситон». Всё производство интегральных микросхем и полупроводниковых приборов, выпускаемых АО «Экситон», передаётся на только что зарегистрированное ООО «Экситон», на него же перезаключаются договоры поставки и все новые заказы, включая ГОЗ (!). Завод передаёт ООО «Экситон» в аренду весь свой производственный комплекс. «Процессом» рулил гендиректор АО «Экситон» Овсеп Хукеян. В результате более 20 предприятий, в том числе и исполнители ГОЗа, не получают заказанную продукцию. В Арбитраж посыпались иски. Прокуратура начала проверку на наличие в этом «процессе» признаков состава преступления, предусмотренного ст. 201.1 УК РФ «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа».
Луч света в конце туннеля
Но есть ещё люди, для которых честь державы – не пустой звук. По решению залогодержателя акций АО «Экситон» в августе 2019 г. на завод был назначен новый гендиректор – Юрий Авакян (он был уволен Хукеяном в 2016 г. как раз из-за несогласия со схемами вывода денег с завода). Он вернул всех ранее уволенных Хукеяном компетентных сотрудников, возобновил сотрудничество с ОКБ «Экситон», запустив разработку новой серии высокоустойчивых интегральных схем, пробную партию которых завод выпустит за свой счёт (не за счёт государства, чем грешат некоторые «коммерсанты» на Гособоронзаказе), восстановил все связи с поставщиками и покупателями. И главное – АО «Экситон» выполнило все заявки по ГОЗу, даже те, которые были направлены на хукеяновское ООО.
При содействии департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга были восстановлены все права АО «Экситон» на производство компонентов по Гособоронзаказу и отменено решение о передаче номенклатуры на хукеяновское ООО. Только за один четвёртый квартал 2019 г. АО «Экситон» выплатило бюджету НДС, сравнимый со всем налогом, оплаченным Хукеяном за последние десять лет.
Были раскрыты все схемы Хукеяна по выводу денег с АО «Экситон». На заводе идёт выездная налоговая проверка за период 2017–2019 гг., и, по предварительным данным, сумма налоговых недоимок составит более 500 млн рублей. 500 млн недополучила Россия на новые школы и больницы, на укрепление обороноспособности страны, в конце концов.
Но, так как счастье Хукеяна – Петренко было на пороге, они не успокоились. Про Константина Петренко, бенефициара «ПФС-Банка» (лицензия отозвана), мы писали ранее. Например, в статье «Хукеяны «поматросили да бросили»?» («АН-онлайн» 27.05) подробно описано, как он «при помощи различных схем получает контроль над предприятиями». Эксперты классифицируют действия Петренко не иначе как «рейдерский захват».
По всем возможным фронтам
Итак, консорциум Хукеяна – Петренко начал действовать по всем возможным фронтам.
Шаг первый – обратиться в правоохранительные органы с заявлением на рейдерский захват. Два месяца они отписываются по инстанциям. Пока не прокатило.
Шаг второй. Хукеян и управляющая его активами Светлана Белова (Хукеян – банкрот) находят нотариуса, за час (!) принимают решение о проведении внеочередного собрания акционеров, формируют список участников собрания («ты, да я, да мы с тобой»), проводят собрание и принимают решение о смене Авакяна и назначении на его место профессионального ликвидатора Чаянова А.Б.
Но, увы, налоговая инспекция отказывается регистрировать нового директора-ликвидатора. У любого акционерного общества есть устав, там прописан порядок созыва внеочередного собрания акционеров. Есть сроки (и это не один и даже не два часа), отведённые для составления списка лиц, имеющих право голосовать на собрании. Этот список выдаёт реестродержатель (ВТБ Регистратор), а к нему никто и не обращался.
Шаг третий. Консорционеры не отчаиваются и пытаются взять налоговую измором. Подают форму на смену директора снова и снова. И так уже шесть раз. Пока не прокатило.
Шито белыми нитками
Шаг четвёртый. В своё время «ПФС-Банк» (т.е. Петренко) сформировал в Арбитражном суде МО (мы ни на что не намекаем, но из песни, т.е. статистики по принятым решениям, слов не выкинешь), скажем так, процедуру получения выгодных для себя решений. Хотя, по мнению независимых юристов, добрая половина этих решений, мягко говоря, вызывает вопросы. Говорят, что неоценимую и не безвозмездную помощь по «формированию нужной процедуры» оказал некий юрист, кандидат юридических наук и член Научно-консультативного совета при Арбитражном суде города Москвы.
Так вот, иск о признании незаконной регистрации в налоговой инспекции гендиректором Авакяна, с точки зрения статистики «под Петренко», попал к «неудачному» составу суда. А дело с банкротством АО «Экситон» – к «удачному». Про это «банкротство», по нашему мнению, более похожее на рейдерский захват, мы, собственно, всё уже сказали в «АН» №19 в статье «Подозрительное банкротство АО «Экситон».
Кроме того, у суда почему-то не вызывает удивления, что с точки зрения юриспруденции аффилированные с «ПФС-Банком» истцы и «должники» Хукеян с партнёрами должны находиться по разные стороны баррикад. Так почему юристы у них всех, включая арбитражных управляющих бедных «банкротов», одни и те же?! Мало того, разумеется, совершенно случайно эти юристы по совместительству являются учредителями и директорами фирм, куда активы АО «Экситон» выводились накануне банкротства. Толковому следователю никаких бумаг смотреть не надо, вот они, в зале суда, все причинно-следственные связи.
Шаг пятый. Внезапно в городе Орле районный следственный отдел МВД возбуждает уголовное дело по факту «Покушения на мошенничество путём предоставления в арбитражный суд поддельных документов» и начинает расследование хозяйственной деятельности АО «Экситон» в Московской области. Не деятельность аффилированных с «ПФС-Банком» истцов и «должников» Хукеяна с партнёрами, а АО «Экситон», который как раз утверждает, что «поддельные документы» – это кредитные договоры и поручительства, по которым Хукеяны брали кредиты в банках. Очень рискованный шаг орловских следователей. А если вдруг случайно подтвердится версия АО «Экситон», что это Хукеяны, а не оборонный завод, взяли более миллиарда рублей по поддельным документам?
Читайте также:
Подозрительное банкротство АО «Экситон»