«Владимир Ильич Ленин. Место жительства – город Москва, Красная площадь, Мавзолей» – этот анекдот актуален без малого сто лет, но может и утратить актуальность. Регулярно возобновляемые разговоры о захоронении Ленина и народном голосовании по данному вопросу нашли отклик в Центральной избирательной комиссии. Там заявили, что «процедура проведения референдума чётко прописана в законе». Таким образом, в ЦИКе дали понять, что инициировать этот референдум не станут, однако он бы не противоречил законодательству о референдумах. И будет проведён, если энтузиасты сумеют собрать необходимое количество подписей.
С УВЕРЕННОСТЬЮ прогнозировать исход такого референдума было бы самонадеянно. Нельзя умозрительно утверждать, что количество голосов за Ленина в Мавзолее совпадёт с количеством голосов за КПРФ и «Коммунистов России» на выборах в Госдуму 2016 г. (кстати, эти показатели в столице почти не отличаются от всероссийских: Москва – 13, 9% за КПРФ и 1, 9% за КР, Россия – 13, 3% и 2, 3% соответственно). Дело в том, что люди коммунистических взглядов голосуют не только за партии со словами «коммунистический» или «коммунист» в названии, но ещё и за социал-демократическую «Справедливую Россию», а также за «коллективного Путина» и «коллективного Собянина» в лице «Единой России». Подчёркнуто антикоммунистическая партия в российском парламенте только одна – ЛДПР (результат 2016 г. по России – 13, 1%, по Москве – аналогично).
Ещё на заре своего первого президентского срока В. Путин заявил, что вынос тела Ленина из Мавзолея станет для множества пожилых россиян ударом, который обессмыслит их жизнь. Вместе с тем по прошествии полутора десятилетий президент дал весьма резкую оценку действиям Ленина: «Была заложена мина под здание нашей государственности». К слову, помимо оценочно-политических есть и юридические доводы против государственного почитания коммунистических лидеров – в первую очередь постановление №9 Конституционного суда РФ от 30 ноября 1992 г.: «Материалами дела, в том числе показаниями свидетелей, подтверждается, что руководящие структуры КПСС были инициаторами, а структуры на местах – зачастую проводниками политики репрессий в отношении миллионов советских людей».
Москва не является единственным в мире городом с мумией правителя, но таких городов мало. В первую очередь на ум приходят Пекин (Китай), Пхеньян (Северная Корея), Ханой (Вьетнам), Таоюань (Тайвань), Северный Илокос (Филиппины). Словом, сплошная Азия. Исключение – Рим, где в базилике собора Святого Петра выставлено на обозрение забальзамированное тело Папы Римского Иоанна XXIII. Однако в этом случае речь идёт о совсем другой традиции – о почитании христианских святых. Упомянутый папа канонизирован католической церковью, и его останки представлены в храме наряду с другими незабальзамированными.
Писатель А. Проханов проводит параллель между святыми мощами и ленинской мумией. Сравнение не просто натянутое, но и переворачивающее всё вверх дном. Если рассматривать тело Ленина и мавзолей как предметы религиозного культа, к чему призывает писатель, то представляется нечто противоположное христианству. Открытая могила Ленина располагается в отличие от христианских мощей ниже уровня земли – что же может означать это с религиозной точки зрения? Портал в загробный мир, из которого в Россию транслируется нечто мистическое? Здание мавзолея, если искать религиозные аналогии, представляет собой копию зиккуратов – храмовых сооружений Древнего Вавилона, который символизирует в христианстве и иудаизме всевозможное зло. Кстати, забавно выглядит совпадение инициалов Ленина с именем вавилонского божества, упомянутым в Ветхом Завете: «Был у вавилонян идол, по имени Вил…»
Какой же референдум должен решить судьбу ленинского тела – московский или всероссийский? И Мавзолей, и Красная площадь находятся в ведении федеральной власти. То же касается и самого тела: оно обслуживается структурой федерального подчинения – Всероссийским институтом лекарственных и ароматических растений (в связи с этим звучат шутки, мол, Ленин сегодня – растение). Однако в московском региональном законодательстве сказано, что на столичный референдум могут быть вынесены вопросы, «находящиеся в ведении города Москвы или в совместном ведении Российской Федерации и города Москвы». При желании можно отнести захоронение Ленина к вопросам совместного ведения – главное, чтобы таковое желание инициаторов референдума совпало с желанием ЦИКа.
Собрать подписи для инициирования столичного референдума, разумеется, гораздо проще, чем для референдума федерального. В первом случае их необходимое количество составляет 2% от числа московских избирателей, то есть 145, 3 тыс., а во втором – 2 млн, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тыс. подписей.
Но главное, пожалуй, заключается в другом. Прежде чем инициировать референдум, противники Ленина должны чётко осознать: большинство может проголосовать не так, как им бы хотелось. В этом случае они похоронят не Ленина, а свои мечты. Мумия обретёт легитимность, политический вес, и Москве придётся жить с ней очень долго. Может быть, до конца времён.